Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
63 Э. И. Коптева Омский государственный педагогический университет (Омск, Россия) заведующий кафедрой литературы и культурологии ИСПОВЕДЬ-КАТАРСИС В НОВЕЛЛЕ В. Ф. ОДОЕВСКОГО «БРИГАДИР» И ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «СМЕРТЬ ИВАНА ИЛЬИЧА» В отечественном литературоведении на фабульное сходство новеллы В. Ф. Одоевского «Бригадир» и повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» впервые указал В. Сахаров [1]. Впоследствии упоминал об этом Р. Г. Назиров [2]. Переосмысление идей Одоевского в сознании Толстого не было однознач- ным [3], однако здесь следует говорить не только об идейно-содержательном плане. Этико-эстетические сближения с новеллой Одоевского и повести Тол- стого более глубокие, чем может показаться. Толстой, создавая образный мир произведения, как истинный художник синтезирует художественные прозрения своих предшественников. Поясним, ка- кие метафорические, образные ряды характерны при изображении личного пе- реживания смерти, как это выразилось в отечественной литературной традиции. Необходимо расширить историко-литературный ряд Одоевский – Толстой сопо- ставлением с образами лирики Г. Р. Державина, одного из первых русских по- этов, отобразивших личное потрясение-переживание краткости и суетности че- ловеческой жизни: Не обавательный ль, волшебный, Магическiй сей мiръ фонарь? ГдѢ видны тѢни перемѢнны, ГдѢ, веселяся ими, царь Иль магъ какой, волхвъ непостижный, Въ своихъ намѢреньяхъ обширный, Планетъ кругъ тайно съ высоты Единымъ перстомъ обращаетъ И земнородныхъ призываетъ Мечтами быть иль зрѢть мечты? («Фонарь») [4, с. 470]. На рубеже XVIII–XIX вв. образ оптического фонаря, китайских теней – одна из частых узнаваемых в культуре метафор, «следы» которой можно увидеть не только в поэтическом воображении Державина, но и в сознании Д. И. Фонвизина, Н. М. Карамзина и др. авторов [5]. Одоевский в указанной новелле обращается именно к этой традиции: «Посмотри на эти китайские тени... Я в доме отца моего. Отец мой занят службою, картами и псовою охотой. Он меня кормит, поит, оде- вает, бранит, сечет и думает, что меня воспитывает. <...> Вот я с учителем. Он толкует мне то, чего сам не знает. Время бежит, и подумать физически некогда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=