Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
56 «красивый, пригожiй, видный, взрачный человек» [2, т. II, с. 185] с семой 'насла- ждение жизнью') и фиксируют точку зрения окружающих на происходящее: их не волнует надвигающаяся катастрофа, круг интересов этих людей весьма огра- ничен. Главное для них – карьера, богатство, близость к монарху. Среди присутствующих на балу Толстой выделяет несколько персонажей, через них характеризуя приближенных императора, состояние высшего обще- ства перед началом войны. В лексико-тематическую группу «присутствующие на балу гости» входят имена собственные Борис Друбецкой , Борис , Аракчеев , Ба- лашев , Элен , словосочетания графиня Безухова , графиня Потоцкая : « Борис Дру- бецкой < … > оставив свою жену в Москве, был также на этом бале …»; « Элен , не имевшая достойного кавалера, сама предложила мазурку Борису »; «< … > Бо- рис заметил взволнованное лицо Аракчеева , в то время как государь пошел с Ба- лашевым » [с. 16–17]. Перечисленные персонажи показывают взаимоотношения между людьми в окружении царя, тех, кто оказался в этот вечер на балу. Так, Элен приехала в Вильну из Петербурга только ради того, чтобы на нее обратил внимание император. Она этого и добилась. Борис Друбецкой, став богатым, те- перь вращался в высшем обществе. Ему также необходимо было показать свою близость к царю. В этот вечер Борис следил только за государем, поэтому именно он стал свидетелем того, как Балашев сообщил Александру I о начале войны; обратил внимание на Аракчеева, который был «недоволен тем, что какая-то, оче- видно, важная, новость не через него передана государю» [с. 17]. Через детали в тексте уточняется место действия. Оно замкнутое, лишенное перспективы (зала – сад – зала): «Но государь с Балашевым прошли, не замечая Аракчеева, через выходную дверь в освещенный сад » [с. 17]; «< … > он (Борис. – О.Л .), скользя ногами по паркету, выбежал в выходную дверь в сад и, заметив входящего с Балашевым на террасу государя, приостановился» [с. 18]. Символичны ключевые слова дверь , сад и зала . Слово дверь в обрядовой прак- тике «служит чаще всего объектом и локусом охранительных магических действий, относящихся к важнейшим моментам семейной жизни» [с. 126], связано с представ- лением о смерти, с решающими моментами в жизни человека. Сад обозначает са- кральное место, начало всех начал; зала – движение по замкнутому кругу. С документальной точностью автор определяет время действия. Оно убыст- ряется, детализируется, воспринимается как бытовое, историческое и в то же время сакральное, так как через детализацию фиксируется начало события, ко- торое оказало влияние на всю историю России, судьбу народа. Отсюда исполь- зование в тексте слова вечер , словосочетаний более месяца жил , в тот самый день , 13 июня , в двенадцать часов ночи , еще около получаса пробыл на бале [с. 16–18]. Пространство определяется и с помощью границы. В лексико-тематическую группу «граница» входят гидроним Неман , а также словосочетание русская гра- ница , связанное с оппозицией «свой – чужой»: «В тот самый день, в котором Наполеоном был отдан приказ о переходе через Неман и передовые войска его, оттеснив казаков, перешли через русскую границу …» [с. 16]. Итак, художественная деталь при определении пространства, его атмо- сферы в лингвистическом аспекте реализуется через употребление ключевых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=