Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
52 В. С. Расторгуева Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского (Липецк, Россия) доцент кафедры русского языка и литературы КОНТЕКСТ Л. Н. ТОЛСТОГО В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Л. Е. УЛИЦКОЙ «КАЗУС КУКОЦКОГО») Новая отечественная литература рождается на сломе эпох в 1990-х гг., но до сих пор остается современной, ибо с конца XX столетия начинаются кардиналь- ные изменения в общественном сознании, повлекшие перекодировку смысловых доминант классической литературы, и процесс этот до сих пор не завершен. Литературное освоение постмодернистской реальности для писателя оказа- лось невозможным без диалога с классическим наследием. В рамках такого диа- лога происходит новая идентификация мира и человека. Поэтому творческий и личностный опыт Л. Н. Толстого оказались востребованными современными ав- торами. Обращение к Л. Н. Толстому идет на разных уровнях освоения его наследия, как, например, от репродуктивно-бытового опыта Л. Улицкой до философского, мировоззренческого спора с автором «Войны и мира» в произведениях В. С. Ма- канина. Л. Е. Улицкая на встречах с читателями не раз утверждала, что из всей клас- сики XIX столетия именно Л. Н. Толстой оказал влияние на ее творчество. Мо- жет быть, поэтому по многим текстам писательницы рассыпаны отсылки к ав- тору «Войны и мира». Современный критик М. Ремизова отмечает, что повесть «Веселые похороны» продолжает тему «Смерти Ивана Ильича», но в более про- стом, не философском ее изображении. Персонаж романа «Искренне Ваш Шу- рик», которого бабушка воспитала по толстовским принципам – не совершать дурных поступков, быть вполне хорошим, – напоминает повзрослевшего Петю Ростова или молодого Пьера Безухова. В вечном мире романа «Казус Кукоц- кого» трансформируется мотив сна Пьера Безухова о жизни-шаре. Прозрачные шары – еще не родившиеся дети, которым предстоит преодолеть границу, разде- ляющую мир вечный и мир земной. Стеклянный матовый шар – место, в котором подводится итог жизни человека, совершается высший суд. Максимально код Л. Толстого включен в сюжет романа «Казус Кукоцкого». В этом произведении Л. Н. Толстой выведен как персонаж. Такое концентриро- ванное внимание Л. Е. Улицкой к классику способствует выявлению ее автор- ской позиции. Л. Н. Толстой представляется своего рода родственником, кото- рого хочется навестить «из чувства долга, но и по любви тоже. И скучновато. И необходимо» [2, с. 371]. В романе встреча главного героя с Толстым-старцем происходит в вечности. Она построена на признании автором «Крейцеровой сонаты» того, что не только он «в любви ничего не понял», но и «все наше так называемое христианство»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=