Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
51 «Во всех движеньях его и походке заметны были сила, энергия и добродушное самодовольство молодости». Именно это «самодовольство» далее и будет про- являться в диалоге, в частности, с Иваном Чурисом. Крестьянские же портреты демонстрируют то в описании, что как акцент от- ражает суть героя, его состояние на конкретный момент: старшая девочка «остол- бенела», все более и более открывает глаза, не отвечая; старушонка с «дребезжа- щим голосом», приходящая в «какое-то испуганное волнение» [2]. Причем именно женские «портреты» точечны. Мужские более наполнены. Так, например, Иван Чу- рис описан достаточно подробно, через восприятие барина: это «мужик лет пятиде- сяти, ниже обыкновенного роста. Черты его загорелого, продолговатого лица, окру- женного темно-русой с проседью бородою и такими же густыми волосами, были красивы и выразительны». В его портрете присутствует описание и глаз, но оно специфическое: «темно-голубые, полузакрытые глаза глядели умно и добродушно- беззаботно». В дальнейшем описании лица обращается внимание на небольшой правильный рот, «резко обозначавшийся из-под русых, редких усов». И «когда он улыбался, выражал спокойную уверенность в себе и несколько насмешливое рав- нодушие ко всему окружающему». И дальше, в ходе разговора это «насмешливое равнодушие» находит свое проявление в «улыбке» Ивана По ходу всего разговора с барином на лице героя то появлялась «насмешли- вая улыбка», то исчезала, и тогда лицо становилось серьезным. Если в портрете Нехлюдова большее внимание уделяется глазам, позе, то в крестьянских портре- тах – глаз практически не увидим, больше мимики на лице и скованность позы, что во многом передает внутреннюю сдержанность, подчиненное положение крепостного, внутреннее неудобство, отсутствие свободы в движении героя от- ражает его несвободу и во внутреннем состоянии. Усиливает это неестественные позы крестьянина, дополненные авторской характеристикой «медленно моргая, с принужденным вниманием слушал» [2]. Таким образом, проведенный анализ портретов героев в рассматриваемых произведениях показал, что подходы И. А. Гончарова и Л. Н. Толстого в некото- рых моментах соприкасаются. Оба писателя уделяют внимание лицу, акцентируя взгляд на глазах героев, характеризуемых так же и внутренними переживаниями, причем это присуще больше при создании портрета героя дворянского проис- хождения. Здесь тщательность портретного описания позволяет вникнуть в пе- рипетии и внутреннего состояния героя, и внутренних изменений, размышлений. При создании портретов крестьян писатели сосредотачивают внимание больше на том, как внешность передает жизненный опыт, сложность судьбы и реакцию на какие-либо «предложения», слова, обращенные в их адрес. Литература 1. Гончаров И. А. Обрыв // Полное собрание сочинений : в 20 т.– СПб. : Наука, 2004. – Т. 7. 2. Толстой Л. Н. Утро помещика [Электронный ресурс] // Полное собрание со- чинений : в 90 т. – М. : Худож. лит., 1935. – Т. 4. – URL: https://tolstoy.ru/ online/90/04/ (дата обращения: 02.09.2022).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=