Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
48 как за день до смерти она взяла его сильную белую руку своей костлявой черне- ющей ручкой, посмотрела ему в глаза и сказала: “Не суди меня, Митя, если я не то сделала”, и на выцветших от страданий глазах выступили слезы» [3, т. 32, с. 99–100]. Просьба умирающей связана с открывающимися княгине Нехлюдо- вой высшими смыслами: по всей видимости, она просила прощения у сына за неправильный поворот в его жизни, совершившийся по ее воле. Особое напря- жение этому эпизоду придают не только чувства Нехлюдова – они стали воз- можны лишь после первой переоценки ценностей, но несовпадение во времени прозрения матери и сына. Когда юный сын настаивал на передаче земли кресть- янам, мать не хотела его понять, а позднее, у постели умирающей матери, ее не смог понять Нехлюдов, запутавшийся во внешних условностях. Сравнение полуобнаженной, красующейся в бальном платье Мисси Корча- гиной с собственной матерью, изображенной на дорогом портрете, вызывает от- вращение у Нехлюдова не потому, что его не привлекает женская красота, а по- тому, что красота эта в свете становится объектом завлечения, игры, торга. Мы уже писали о том, что «необходимым условием правильной жизни представи- тельницы прекрасного пола Толстой считал равнодушие, даже презрение к свету и светским удовольствиям…» [1, с. 169]. Примечательно, что Толстой не сохра- нил бывшие в черновиках к роману краткие упоминания о духовной жизни ма- тери Нехлюдова: продумывая варианты финала романа и упоминая моменты чте- ния героем Евангелия в течение всей его жизни, автор отметил, что в детстве мать «одно время каждый день с ним вместе читала его» [3, т. 33, с. 216]. Такая деталь в итоговом тексте оказалась неуместна: при условии чтения княгиней Евангелия вряд ли бы получилось гармонично подвести ее к прозрению уже на смертном одре. Любовь матери к ребенку лишена эгоизма, является проявлением настоящего служения женщины не только обществу, но и Богу. Негативное от- ношение княгини Нехлюдовой к Катюше, ее неспособность оказать сыну содей- ствие в выборе пути способствовали тому, что Нехлюдов запутался. Только в финале романа «Воскресение» главный герой приходит к толстов- ским образцам правильного и мудрого поведения через многочисленные ошибки. Для Нехлюдова, легко променявшего детскую чистоту и искренность на бессмысленное светское существование, последнее приходится изживать с му- ками и страданиями, постепенно, благодаря жизненному опыту и вниманию ге- роя уже не к себе, а к другим людям. Большое значение в этом переживании негативного опыта имело и преодоление тех искажений и двойственных момен- тов, которые Нехлюдов испытал, живя по указанию матери. Литература 1. Андреева В. Г. Героини романов Л. Н. Толстого и «одуряющее свойство» свет- ского существования [Электронный ресурс] // Два века русской классики. – 2021. – Т. 3. – № 1. – С. 160–209. – URL : https://doi.org/10.22455/2686-7494-2021-3-1-160-209 2. Зверев А. М., Туниманов В. А. Лев Толстой. – М. : Мол. гвардия, 2007. 3. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. : [юб. изд.]. – М. : Худож. лит., 1928–1958.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=