Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

46 В. Г. Андреева Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук (Москва, Россия) ведущий научный сотрудник КНЯГИНЯ ЕЛЕНА ИВАНОВНА НЕХЛЮДОВА КАК «ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ» РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» Исследователи романа «Воскресение» не часто обращают внимание на об- раз матери Дмитрия Нехлюдова. Она скончалась за три месяца до событий, про- исходящих в начале повествования: Толстой представляет княгиню через воспо- минания сына, оценивает степень влияния матери на Нехлюдова. Внешний мир, окружающий героя в Москве и Петербурге, – это мир не только самого Нехлю- дова, но во многом и старой княгини, под влиянием которой ее сын начал вести привычный для молодежи дворянского высшего круга образ жизни. В начале ро- мана мы видим Нехлюдова в роскошной квартире, где жила и умерла его мать, а горничная покойной, Аграфена Петровна, остается при сыне в качестве эко- номки. Связь Нехлюдова с семьей Корчагиных, на дочери которых он собирался жениться, также устроена его матерью. Из замечаний Толстого о прошлом героя становится понятно, что практически все добрые и искренние инициативы моло- дого Нехлюдова были подравнены матерью под принятый в обществе светский образец приличий и «достойной жизни»: «Когда же Нехлюдов, поступив в гвар- дию, с своими высокопоставленными товарищами прожил и проиграл столько, что Елена Ивановна должна была взять деньги из капитала, она почти не огорчи- лась, считая, что это естественно и даже хорошо, когда эта оспа прививается в молодости и в хорошем обществе» [3, т. 32, с. 48–49]. Однако Толстой показывает и двойственность княгини. Дмитрий Нехлюдов – один из думающих, чутких людей, способных к изменениям и внутренней ра- боте. И многое хорошее было заложено в героя матерью: «В то время Нехлюдов, воспитанный под крылом матери , в девятнадцать лет был вполне невинный юноша. Он мечтал о женщине только как о жене (курсив мой. – В. А .) [3, т. 32, с. 48–44]. В черновиках взаимоотношения княгини Нехлюдовой и ее сына колебались от спокойно-уважительных и почтительных, но при этом внешних, светских до трепетных и проникновенных: «Родителей у него не было. Отец умер, когда ему был год, мать умерла, когда он был на первом курсе. Смерть эта – мать умерла на его руках, и они нежно любили друг друга – была тем значительным собы- тием его жизни, которое заставило его проникнуть на известную глубину чув- ства и мысли , по которой он впоследствии мерил всё другое» (курсив мой. – В. А .) [3, т. 33, с. 20]. Обратим внимание на указанную Толстым искренность чувств и на значение смерти матери в жизни Нехлюдова: в черновых материалах герой должен был, по мысли автора, пережить в это время одно из важнейших прозрений . Как мы покажем далее, в итоговом тексте не идет речи ни о трепетной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=