Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
43 Е. Ю. Фатюшина Новомосковский институт РХТУ им. Д. И. Менделеева (Новомосковск, Россия) доцент кафедры русского языка и гуманитарных дисциплин ЭВОЛЮЦИЯ ДЕТАЛЕЙ ВНЕШНОСТИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ В РЕДАКЦИЯХ ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО О МУЗЫКАНТЕ Услышав в январе 1857 года игру немецкого скрипача Георга Кизеветтера и познакомившись с ним лично, Л. Н. Толстой был поражен несоответствием между опустившимся, спившимся человеком и большим талантом, которым он наделен. Толстой задумывает написать повесть о музыканте. По первым вариан- там названия – «Гениальный юродивый», «Пропащий», «Поврежденный», «По- гибший» – заметно, что изначально идеей автора было показать, как гениальный человек губит себя . Но постепенно, в ходе работы, акценты смещаются. Толстой называет повесть более нейтрально – «Алберт»/«Альберт» (Т. С. Карлова под- черкивала, что это название тоже нельзя считать совершенно нейтральным: имя «Альберт» отсылает к употребленной в предыдущих редакциях характеристике музыканта – «albern» (странный, нелепый) [1, с. 41]). В центре внимания теперь чудо появления в этом мире гениального человека, который несет людям кра- соту, но, тем не менее, обречен. Сдвиг в акцентах проявляется в изменении от редакции к редакции деталей внешности музыканта. В первой и второй редакциях повести главный герой (его зовут Вольфганг) – странный, грязный, слабый от постоянного пьянства нищий (жесты называются «пошлыми», речь – «бессвязной»), психически нездоровый человек, каковым и был его прототип. Примечательно, что в то же время, что и Л. Н. Толстой, с Кизеветтером познакомился А. К. Толстой. Он посвятил музыканту стихотво- рение, и уже по двум его первым строчкам мы можем судить о внешности скри- пача: «Он водил по струнам, упадали//Волоса на безумные очи» [3]. Длинные неухоженные волосы, безумные очи – портрет создается довольно неприятный. У Льва Толстого в начале работы над повестью подчеркивается жалкое, нищее положение музыканта. Упоминается, что благодетель, который решил спасти Вольфганга, взяв его к себе домой на постоянное жительство, едва выносит ис- ходящий от скрипача запах нечистоты. Глаза – единственное в его образе, что не отталкивает: «чудесные блестящие, вдохновенные, но как-то странные глаза по- разили меня» [5, с. 44]. Начиная с третьей редакции (музыканта уже зовут Алберт) Толстой начи- нает добиваться баланса между двумя сторонами персонажа – отталкивающей и прекрасной. Несмотря на то, что остаются пьянство, грязная убогая одежда, нелепость костлявой фигуры и под., автор начинает применять ко внешности Ал- берта эпитеты «красивый», «пленительный», «сладкий», «нежный». Интересно, что в третьей редакции благодетель сначала видит музыканта и уже поражен его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=