Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
40 Личность и творения Тихона Задонского были в центре внимания многих из- вестных русских писателей ХIХ–ХХ вв., среди которых Н. В. Гоголь, Ф. М. Досто- евский, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, И. А. Бунин, А. П. Платонов и др. Влияние духовного наследия святителя Тихона на формирование мировоззрения Досто- евского и на его произведения отмечают многие исследователи [см.: 4; 11]. А. Платонов назвал Тихона Задонского «сокровищем души Достоевского» [7, с. 206]. Черты образа этого святого нашли отражение в героях произведений До- стоевского, прежде всего в старце Зосиме («Братья Карамазовы») и старце архи- ерее Тихоне, проживавшем «на спокое» в Спасо-Ефимьевском Богородском мо- настыре, «на краю города, у реки» [2, с. 5] («Бесы»). Л. Н. Толстой тоже проявлял большой интерес к сочинениям Тихона За- донского и уважение к его личности, что нашло отражение в его Дневнике и письмах. Например, в Дневнике писателя есть запись, датированная 24 сен- тября 1889 г.: «Превосходная книга из Тихона Задонского. Не может же всё это не произвести последствий. <…> После завтрака читал Тихона <…>» [13, т. 50, с. 147]. Под «превосходной книгой из Тихона Задонского» имеются в виду «Ду- шеспасительные наставления св. Тихона Задонского». Эта книга, представляю- щая собой выборку из творений Тихона «Об истинном христианстве» и «Плоть и Дух», была подготовлена к печати А. К. Чертковой совместно с H. Л. Озми- довым для издательства «Посредник». Изданная в 1890 г., она вскоре была изъ- ята из продажи по распоряжению цензурного комитета, усмотревшего тенден- циозность в подборе выдержек, в которых говорилось, главным образом, о веротерпимости, прощении врагам и т. д. Впоследствии книга была переиз- дана, но уже в сокращенной редакции. Следует отметить: «Издание в широких масштабах духовной литературы входило в планы “Посредника”, деятельность которого началась с публикации в 1886 г. среди других “народных” книг не- скольких житийных памятников. <…> …По рекомендации Толстого “Посредником” издаются преимущественно переводные жития. И их подбор служит утверждению вненационального харак- тера народного нравственного идеала. Однако три памятника отечественной агиографии все же были изданы в “побочной” серии – “Житие св. Тихона Задон- ского и преп. Трифона” (М., 1886; переложение М. Павловской) и “Юлиания Ла- заревская. Повесть об ее жизни” (М., 1887; обработка Е. С. Некрасовой)» [1, c. 54, 93]. Весьма показательно, что житие Тихона Задонского было издано первым. О чтении творений Тихона Задонского Толстой пишет в Дневнике и 28 июля 1890 г.: «Вечером дремал, говорил с Таней сестрой и читал Тихона» [13, т. 51, с. 68]. Сочинения святителя Тихона были для Толстого примером доброго церков- ного учения, а сам он был отнесен писателем к людям добрым, христианским по духу, которые своей добротой способствуют «улучшению» официального хри- стианского учения, которое Толстой называет «скверным». Об этом речь идет в Дневнике в записи от 19 августа 1890 г.: «Доброе учение, которое попадается в церкви, как Тихон Задонский, происходит от того, что в сети скверного учения, предназначенного для скрытия от людей Христова учения, попадаются люди добрые, христианские по духу, и вот они, не разрывая сети, вносят туда, сколько могут, доброго» [13, т. 51, с. 79].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=