Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

33 и культурная дама считает, что её дочь чиста, как Божья Матерь, и такая лич- ность никогда не бывает легкомысленной и негодяйкой...» [2, С. 60]. Сравнивая женщин двух романов, станет ясно, что Дарья Александровна − женщина, которая, несмотря на измену мужа, посвятила свою жизнь детям и ни- когда не выходила за рамки целомудрия. С другой стороны, Анна и Махин – за- мужние, но не пренебрегли своей приверженностью своим мужьям и семьям и соскальзывают. В романе Фазела мать Махин великолепно говорит об этом промахе: «Приличия не падают. Махин не умеет танцевать, и хорошо, что она навсегда уходит от танцев» [2, С. 22]. Фазел и Толстой не против эволюции женщин. Толстой «знает женщину, как богатого человека с особым внутренним существом, и считает необходимым для нее, как матери, учиться, учиться, совершенствоваться умственно, избегать роскоши и разнузданности [5, С. 121–122]. Он ясно упоминает эту проблему в «Послесловии к рассказу Чехова “Душечка”»: «Женщина хочет совершен- ствоваться», – что может быть законнее и справедливее этого? [1, т.15, С. 351]. Оба автора против безудержности. Изображая женщин в разных ситуациях, писатели показывают порочность жизни так называемого цивилизационного и светского общества. Оба автора пытались показать, что традиционные семьи, следующие мо- ральным нормам, более стабильны с помощью элемента контраста и описания женщин-героев, которые придерживаются моральных принципов, в отличие от женщин, которые этим принципам следуют. Такие женщины, как Дели и Кити, укрепляют семью, придерживаясь нравственных принципов и жертвуя своей жизнью ради семьи. Но такие женщины, как Анна и Махин, нарушают все нрав- ственные принципы ради временных удовольствий и разрушают себя, семью и общество. Осознав свою ошибку, Анна и Махин видят в самоубийстве единственное решение, потому что им кажется нет пути спасения себя. Путь, который они вы- брали осуждается двумя божественными религиями, христианством и исламом. Согласно Библии и Корану, наказание за такой поступок фактически – смерть. «Ведь та же самая мысль, которая звучит в эпиграфе к роману (Л. Тол- стого), неоднократно повторяется и в Коране» [4, С. 187]. Но если бы они раскаялись, по мнению писателей, они могли бы и не за- служить смерть. Потому что с точки зрения религии обоих авторов (христиа- нина и мусульманина) у людей всегда есть возможность покаяться и вернуться к Богу. Итак, с помощью приёма антитеза, авторы романов «Анна Каренина» и «Любовь и селеза» показали, что страстная любовь не может дать семейного счастья. Поэтому можно сказать, что одна из главных причин трагедии главных героинь, Анны и Махин – нарушение нравственных законов и традиций. Литература 1. Толстой Л. Н. Собрание сочинений : в 20 т. – М. : Худож. лит., 1963–1964. – Т. 8, 9, 15.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=