Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

31 Марзие Яхьяпур Тегеранский университет (Тегеран, Иран) профессор кафедры русского языка и литературы Джанолах Карими-Мотаххар Тегеранский университет (Тегеран, Иран) профессор кафедры русского языка и литературы Форуг Сотудехмехр Тегеранский университет (Тегеран, Иран) кафедра русского языка и литературы, магистрант ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНАХ Л. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» И ДЖ. ФАЗЕЛА «ЛЮБОВЬ И СЛЕЗА» Одним из способов описания характера героев литературных произведений является использование приёма контраста. Контраст помогает писателю рас- крыть свои мысли и чувства. Этот приём Толстой также использует и для описания характера женщин в своих произведениях. К этому способу он прибегал во многих своих произве- дениях, в том числе в романах «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». В романе «Анна Каренина» Лев Толстой, помимо сравнения аристократи- ческого и неаристократического общества, сравнивает религиозных женщин, придерживающихся нравственных принципов и семейных традиций (Долли, Кити), с женщинами, нарушающими эти принципы (Анна, Бетси, графиня Ли- дия Ивановна). Этот способ характеристики можно увидеть и в романе «Любовь и слеза» Джавада Фазела (1916–1961), вдохновленный «Анной Карениной» Л. Толстого. Шифман, востоковед Советского Союза в книге «Лев Толстой и Восток», о появлении перевода романа «Анна Каренина» и влиянии Толстого на Фазела пишет: «В 1926 г. на страницах прогрессивной газеты «Туфан» («Буря») печата- ются отдельные главы романа «Анна Каренина». Известную перекличку с «Ан- ной Карениной» исследователи усматривают и в повести Джавада Фазела «Лю- бовь и слезы» (1952)» [3, С. 349, 355]. Как Толстой и Фазел сравнивают героинь в романах «Анна Каренина» и «Любовь и слеза»? Уделено ли внимание двум русским и иранским авторам приверженности нравственным принципам в их романах? Сравнивая два произведения, мы видим, что главные героини, Анна («Анна Каренина») и Махин («Любовь и слеза»), не придерживаются моральных прин- ципов. Женщины, окружающие главных героинь, можно разделить на две

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=