Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

26 корифеев эпохи Насера ад-Дина Шаха Каджара, один из немногих иранцев, до- стигших титула принца, не имея родственных связей ни с королем, ни с короле- вой. Кроме того, он был номинирован на Нобелевскую премию мира в 1904, 1933, 1935, 1936 и 1937 годах. В июне 1901 года Толстой получил от принца Мирзы Резы-хана письмо и длинное стихотворение под названием «Мир», кото- рое было посвящено Гаагской мирной конференции 1899 года. Стихотворение «Мир» – это философские размышления поэта о происхож- дении войн и путях их прекращения. В своем стихотворении Мирза Реза Хан подробно упоминает обязанности народа, духовенства, людей пера, правителей и великих правительств: «Если бы народы довольствовались тем, чем они владеют, и у них была бы совесть, то война между ними никогда бы не разгорелась. Необходимо, чтобы духовенство и литераторы насаждали пером и словом семя милосердия и совести в сердцах людей» [Цит. по 3, С. 344]. В продолжении поэт высказывает свое мнение о причине войн на протяже- нии всей истории человечества. Он считает, что невежество и эгоизм были ос- новными причинами большинства войн между людьми с самого начала жизни человечества: «со времен Адама до наших дней причиной всякой борьбы было невежество и эгоизм; и пока эти два первоначальные источника зла не будут уни- чтожены, благоденствие и мир не появятся на свете. Нужно проповедовать в го- родах, селах, долах и горах ту мысль, что обитатели всех пяти стран света — соотечественники» [Цит. по 3, С. 345]. Один из героев его стихотворения, который, собственно, и выражает мнения поэта, считает, что ликвидация войны зависит не от народа, а от высокопостав- ленных правителей современного мира, которые могут собраться вместе и дого- вориться между собой и установить на земле. Мирза Реза-хан верит в добрые намерения королей и правителей и верит, что они могут принести людям мир и процветание. «И так как, – пишет он, – все державы, движимые возвышенными чувствами, соединились, чтобы вместе изыскать средства избежать войн, …» [Цит. по 3, С. 345]. А. И.Шифман, советский литературовед и востоковед, в статье «Толстой иИран» пишет о том, что Толстой, разделяя главную идею поэмы – осуждение войны и про- славление мира – Мирзы Резы-хана, полемизировал с ним о путях достижения мира. Мирза Реза-хан в поэме «Мир» выражает мысль о том, что ликвидация войны зависит не от народа, а от правителей великих держав. Толстой в своем письме опровергает эту мысль. Он уважительно и в то же время бесцеремонно не соглашается с мнением Мирзы Резы-хана по поводу роли правительства в пре- кращении войны и считает, что «Не правительствами будут уничтожены войны. Напротив, правительства всегда будут стараться вызывать национальную нена- висть, чтобы сделать необходимым войско, которое одно только и составляет их силу и смысл их существования» [2, т. 73, С. 96]. Толстой в своем письме акцентировав роль народа в прекращении войны, написал следующее: «Войны, подчеркнул Толстой, будут уничтожены самими народами и только ими, если они осознают свою силу и перестанут повино- ваться угнетателям» [Цит. по 3, С. 346].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=