Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

18 мы не признаем ни одного из этих приемов исключительным и постоянно пыта- емся отыскивать новые приемы» [1, с. 164]. Большое внимание при формировании читательских компетенций (в со- временном понимании) уделялось Толстым-дидактистом творческой работе учащихся, т. е. написанию различного рода сочинений. Он справедливо отме- чал, что упражнение в этой сфере бывают для учащихся чаще всего не слишком интересными. Например, вполне очевидна необходимость творческого овладе- ния всеми типами речи, т. е. ученикам следует тренироваться в создании опи- саний, рассуждений и рассказов-повествований. Труднее всего даются описа- ния, хотя учителю представляется это наиболее легким. Но бессюжетное письмо для детей трудно. И наоборот, то, что в традиционной дидактике счита- лось наиболее сложным (столкновение идей, последовательный рассказ о чем- либо) учащимся нравится гораздо больше и выполняется с большим желанием. Толстой замечает: «Учителю кажется легким самое простое и общее, а для уче- ника только сложное и живое кажется легким» [1, с. 178]. Во многих статьях Толстого приводятся образцы ученических сочинений, и чаще всего это рассказы или рассуждения. Толстой приветствовал непосред- ственность детского взгляда на событие, свежесть мысли, ясность и простоту стиля. Разумеется, в современной педагогической ситуации нельзя применять ре- комендации Толстого слишком прямолинейно, но важно понимать, что детскому сознанию изначально не характерны никакие излишества, оно чуждо языковым украшательствам, стилистическим изыскам. Заметим, что это относится и к ком- позиции более объемных ученических работ. Следовательно, и в читаемом тек- сте учащиеся первоначально не способны оценить всех этих явлений. К правиль- ной оценке и пониманию стиля литературных образцов обучающихся нужно приводить постепенно. Изначально «богатство красок, фантастичность и каприз- ность постройки противны их требованиям» [1, с. 168]. Читательские компетенции школьника XXI века, безусловно, предполагают умение оценить языковой стиль прочитанного текста, увидеть в нем достоинства и недостатки (если таковые имеются). Это относится не только к художествен- ному тексту, но и текстам других стилей. Учащемуся для эффективного владения языком необходимо уметь исправлять собственные и чужие текстовые ошибки, прочитывать за стилистическими несовершенствами (например, в документах официально-делового стиля) основное содержание текстов, даже если оно пере- дано не вполне отчетливо и удачно. Конечно, сказанное является развитием тол- стовских идей, но оно, безусловно, вытекает из практической направленности языкового обучения в Яснополянской школе. Владение богатыми ресурсами русского литературного языка, несо- мненно, складывается не только из изучения его правил, норм, образцов и т. д., но и из практической текстовой деятельности. Сложившиеся читательские компетенции – одна из основ владения литературным языком. Толстой спра- ведливо указывал, что «постепенное чтение, о котором мы мечтаем, станет причиной того, что знание литературного языка придет в свое время к каж- дому ученику…» [1, с. 170]. Понимая долю идеализма, заложенную в этой фразе, мы вместе с тем (даже спустя более полутора веков после ее написания!)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=