Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

155 Ещё один важный в повести концепт – "Бог". Он тесно связан с "Верой" и почти во всём произведении относится к группе внешней веры, сосуществует с понятиями из этой группы, однако в восьмой главе, практически лишённой лю- бого наполнения лексемами первой группы, уже скорее примыкает к образова- нию внутренней веры, из чего следует, что истинная вера открывается для Тол- стого в соответствии с сюжетными событиями повести тогда, когда человек лишён эгоизма, гордыни, гнева, он не стремится быть кем-то в глазах других, и жизнь его проходит в труде, понимаемом как благо, действии, поступках, в жизни среди других грешников, без оглядки на их оценки, а не в уходе из мира, в монастырь или затворничество, на какую-либо догматическую службу. Третья семантическая группа слов в понятии концепта "Вера" вообще довольно скудна по сравнению с обилием первой или яркостью элементов второй. Её смысловое наполнение выражается скорее не отдельными связанными концептами, а сим- волически, в экзегетической ветви текста, характеризуется в отдельных аспектах прямым высказыванием, имеющим весьма афористический вид. Истинная вера именно в силу своей простоты и вовлечённости в практическую деятельность из сердца является для Толстого ядром представлений о том, какой должна быть истинная вера. В заключение отметим, что Л. Н. Толстой в своём творческом наследии ока- зал существенное влияние на развитие и наполнение концепта "Вера": истинная вера для писателя концептуально имеет внутренний характер, понятна самому человеку и реализуется в делах и труде, отделена от церковной концептуализа- ции, достигается путём преодоления сомнений и низменных человеческих со- блазнов и основывается на осознании верующим своего смысла жизни. Литература 1. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследова- ния. – 2-е изд. – М. : Яз. славянской культуры, 2001. 2. Толстой Л. Н. Отец Сергий // Собрание сочинений : в 22 т. – М. : Худож. лит., 1982. – Т. 12. 3. Шмид В. Нарратология. – М. : Яз. славянской культуры, 2003.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=