Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

15 3) чтение с заучиванием наизусть, 4) чтение сообща, 5) чтение с пониманием читанного» [1, с. 165]. В современной школе «чтение ради процесса чтения», видимо, неприме- нимо, поскольку религиозные и канонические тексты, которые в основном так читались, сейчас практически не востребуются. А вот все остальные толстовские приемы вполне действенны и до настоящего времени. Причем их имеет смысл практиковать на разных этапах формирования читательских компетенций. Например, чтение с учителем и совместное чтение нужно периодически вклю- чать и в урочную систему старших классов, поскольку они позволяют акценти- ровать внимание на отдельных аспектах построения текста, его художественных достоинствах, особенностях внешней формы, общем звучании, ритмике и т. д. В современные уроки литературы из практики двадцати-тридцатилетней давности необходимо вернуть весь объем текстов, заучиваемых наизусть. Ба- нально говорить о том, что такая работа элементарно тренирует память, но осо- бенно важно, что она закладывает в сознание учащихся определенные речевые образцы, позволяет формировать риторические приемы, навыки красноречия, убедительности высказывания и т. д., что так значимо для чрезвычайно востре- бованных сейчас методик функционального чтения. Говоря о постепенном чтении, главное в котором – уяснение смысла прочи- танного, Толстой отмечал, что на этапе обучения важно, чтобы «читанное было понятно и занимательно» [1, с. 162]. Разумеется, читательская грамотность пред- полагает как итог возможность понимания текстов всех типов, стилей, жанров, направленностей и т. д. Но это в итоге, а на этапе обучения важно, чтобы текст был потенциально понимаем учащимися, т. е. соответствовал уровню их возраст- ного психического развития, а кроме того, был интересен им. Последнее относится к содержательной стороне школьных программ, и спе- цифика Яснополянской школы в данном случае актуальна лишь для начального этапа обучения. Но идея Толстого верна в целом. Трудность ее осуществления связана с тем, что сфера интересов у современных учащихся может быть крайне узкой или даже не сформированной. Следует напомнить, что под интересом Тол- стой имеет в виду прежде всего интерес познавательный, развивающий. Это не то же самое, что развлечение, отдых, исключительно положительный эмоцио- нальный фон, отсутствие напряжения и т. п. В формировании подобного интереса чрезвычайно возрастает роль учителя. Несколько отступая от дидактики и переходя в сферу общей педагогики, Толстой отмечает, что учитель всегда должен стремиться к тому типу преподавания, кото- рый принимается детьми и максимально эффективен для них. А для этого он должен часто отказываться от наработанных им стереотипов: «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики» [1, с. 164]. Одна из главных трудностей, которую Толстой видел для успешности мед- ленного чтения, сохраняется и в настоящее время при формировании читатель- ских компетенций старшеклассников. Толстой формулировал это в виде следу- ющего парадокса: «… Для образования народа необходима возможность

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=