Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
143 [1, с. 62]. В двух сценах с барыней появляются дети, резкие и бойкие, так же противопоставленные ей по признаку «молодой/старый», «живой/мертвый». Ав- тор использует антитезу в сравнении барыни и окружающих ее персонажей. В том числе барыня единственный раз, в конце, называется по имени священни- ком, в рассказе она значится как «госпожа», «барыня», «больная», а ее слуга Мат- реша зовется по имени с первых строк. Контраст жизни и смерти проявляется и в момент сравнения могил барыни и ямщика, но к нему добавляется и социальный: «Через месяц над могилой усоп- шей воздвиглась каменная часовня. Над могилой ямщика всё ещё не было камня, и только светло-зелёная трава пробивала над бугорком , служившим единствен- ным признаком прошедшего существования человека» [1, c. 69]. Смерть мужика Федора, происходящая в соседней избе на той же станции, отличается от первой. Федор воспринимает упадок сил как данность, чувствует приближение смерти и отдает новые сапоги другому крепостному, потому что понимает, что они ему больше не нужны. Исследователь Гладышев А. К. отмечает: «Покорность Федора – это образно воплощенная идея смирения перед силами (природными или сверхъестествен- ными), превосходящими человеческую волю… в системе крестьянского, своего рода «языческого» мировоззрения смерть определяется как неизменный закон природы, от которого в равной степени зависят животные и люди» [4, с. 53]. Интересно, что реалистическое изображение смерти с характерными по- дробностями прервано во второй части, где крестьяне обсуждают сон хозяйки избы о Федоре – согласно народным представлениям, во сне может явиться умер- шая душа: «Вижу я, будто дядя Хведор с печи слез и пошел дрова рубить. Дай, говорит, Настя, я тебе подсоблю; а я ему говорю: куда уж тебе дрова рубить, а он как схватит топор да и почнет рубить, так шибко, шибко, только щепки летят» [1, с. 67]. Этот фрагмент подтверждает мысль об актуальности крестьянского восприятия смерти в данном рассказе, что выразится в финале. Третья смерть в рассказе – это смерть дерева, которое на крест Федору рубит молодой человек, получивший сапоги. Настроение финальной сцены передается через пейзаж: «Деревья еще радостнее красовались на новом просторе своими неподвижными ветвями», «Птицы гомозились в чаще и, как потерянные, щебе- тали что-то счастливое ; сочные листья радостно и спокойно шептались в вер- шинах, и ветви живых дерев медленно, величаво зашевелились над мертвым, по- никшим деревом» [1, с.71]. В связи с положительным настроением окончания рассказа Басинский указывает на важный для Толстого факт: смерть дерева функциональна, оно дает место другим и обозначит могилу Федора. Эта идея имеет прямое продолжение в более позднем рассказе «Хозяин и работник» (1895), где двое попадают в метель, и хозяин спасает работника, накрыв его собой, а затем попадает на небеса как человек, выполнивший свой земной долг – спасти ближнего, пожертвовав собой. По мнению исследователя Шмелевой А. В. рассказ «Три смерти» «подытожи- вает один из первых творческих этапов Л. Толстого, в котором танатологическая тема звучит рефреном» [3, с. 127]. В это время автор осмысляет смерть матери и бабушки («Детство», «Отрочество»), собирает материалы к рассказам на войне.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=