Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

140 При помощи психологических деталей автор обозначает непроизвольные или намеренные действия персонажей, описываются «внешние проявления внутрен- ней жизни героя». Анна, Вронский, Левин, Кити ищут ответы на собственные вопросы, появля- ются в романе внутренние диалоги, герои мысленно обращаются к самим себе, спорят с воображаемым оппонентом. Так автор вводит прием диалогизации внут- ренних монологов героев. Следует заметить, что каждый внутренний монолог ин- дивидуален, в нем отражены черты характера героя, особенности духовного раз- вития этого действующего лица в произведении. Автор акцентирует внимание читателя на чертах героев, он дает возможность увидеть течение развития душев- ных и духовных процессов героев, то есть рефлекторное движение души героя, его поступков. И здесь можно говорить и о том, что это играет значительную роль и в композиции романа. Толстой обращается к сновидениям, в которых так же иг- рают огромную роль психологические и символические детали, они помогают пе- редать диалектику сознательного и бессознательного в человеческой душе. Роман «Анна Каренина» построен на диалектическом единстве концепций «семейственность» и «бессемейственность». Толстой выбирает и строит сюжет- ные линии таким образом, что получается переход внутреннего конфликта во внешний. В романе сюжетные линии: Каренин – Анна – Вронский и другая линия Кити – Левин четко просматриваются. И в этом так же большую роль сыграли психологические и символические детали. В романе образуются два плана изображения (реальный и символический) благодаря психологическим и символическим деталям. Символические детали свя- заны с образом Анны. В эпизодах, связанных с Карениной, читатель может легко увидеть так называемый принцип «психологических координат» [1, с. 52]. Мысль о семейной жизни, как о спасительном начале, находит свое выражение в сюжет- ных линиях Лёвина и Анны, которые соответственно и олицетворяют «семейность» как то самое спасительное начало и «бессемейность», которая представляет собой разрушающую силу. Символика пряма, но и многозначна. Ее Толстой использует для раскрытия темы и мысли, и все детали в романе взаимосвязаны. Например, об- разы, связанные с природой, символы, отображающие порождение божественного начала, сопровождают Константина Лёвина. Толстой вписал в этого героя много своих мыслей и даже уклад жизни. Особенно запоминается сцена, в которой Лёвин получает согласие Кити на брак. Читатель видит, как Лёвин начинает писать начальные буквы слов и Кити понимает каждое слово. Какая же духовная связь ге- роев видна. Только любящее сердце может понять и прочесть, что хотел бы сказать Лёвин. Вся эта сцена наполнена психологическими и символическими деталями. И служат они для раскрытия философии представления Толстого о чистоте и нрав- ственности любви. Анну же природа сопровождает в виде вихря, метели, снежной бури. Так же взаимосвязь света, как символа жизни, и мрака, как символа смерти проходит красной нитью через все повествование романа. Внимание читателя об- ращено на свет и блеск в глазах Анны, сразу становится понятно, что это является живым огнем, постоянным движением. Мельчайшая подробность обладает симво- лическим смыслом. Толстой каждую деталь видит в прямой взаимосвязи со своей концепцией, положенной в основу произведения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=