Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
14 школе дидактических приемов, а потому много анализировал их, широко обсуж- дал и старался распространять в печати среди заинтересованных лиц. Этому был посвящен журнал «Ясная Поляна». В названном периодическом издании мы и до настоящего времени можем найти немало ценных конкретных педагогических открытий Толстого и его коллег, – открытий хорошо продуманных, обоснован- ных, детально описанных. К числу таковых можно отнести и приемы формиро- вания навыков чтения у учащихся. Конечно, контингент Яснополянской школы существенно отличался от со- става современных учеников (у них разные «стартовые позиции», абсолютно несовместимые уровни информационных возможностей); школа XIX и XXI ве- ков несравнимы по техническому оснащению, возможностям использования вспомогательных средств в обучении и т. д. И тем не менее, многое из того, что было предложено в свое время Толстым, может пригодиться и в современной педагогической ситуации, когда формирование читательских компетенций обу- чающихся сильно затруднено. Такие полезные идеи Толстого, связанные не столько с содержанием чтения, сколько с этапами овладения им и общими под- ходами к тому, чтобы текст воспринимался на уроке в полном объеме и без ис- кажений, мы попытаемся изложить. Наиболее полезной сейчас в плане читательской деятельности является, на наш взгляд, пространная трехчастная статья Толстого «Яснополянская школа. За ноябрь и декабрь месяцы», опубликованная в пятом номере журнала «Ясная Поляна» (февраль 1862 г.). В программе Яснополянской школы чтение разделялось на механическое и постепенное, и, хотя это разделение соотносится более с задачами современ- ного начального обучения, все же сама концепция полезна для верного представ- ления двух уровней чтения, которые актуальны для школьников всех возрастов. «Цель первого, – как писал Толстой, – есть искусство из известных знаков бегло составлять слова, цель второго – знание литературного языка» [1, с. 167]. Действительно, для учащихся разных возрастов (и не только для учащихся – для всех читающих) важны, с одной стороны, определенная скорость чтения, ко- торую требуется постоянно тренировать (ее можно называть техникой чтения, механизмом чтения или, как Толстой, – механическим чтением), и с другой – понимание прочитанного (т. е. смысловое чтение, функциональное чтение и т. п.). Без первого не существует второго, но второе вовсе не обязательно надстраивается над первым. Это одна из важных проблем современной школы, причем не только начальной. Даже в старших классах учащиеся могут иметь не- плохую технику чтения, но совершенно не обладать навыками чтения осмыслен- ного (постепенного – в терминологии Толстого). С сожалением можно констати- ровать, что и механическое чтение зачастую бывает плохо сформированным, поскольку не имеет регулярной и разносторонней тренировки. Толстой еще в середине позапрошлого века приводил ряд используемых в Яснополянской школе приемов, которые позволяют, во-первых, сформиро- вать навыки механического чтения, а во-вторых – успешно перейти от чтения механического к чтению постепенному (т. е. осмысленному). Толстой выделяет четыре таких приема: «1) чтение с учителем, 2) чтение для процесса чтения,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=