Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
138 Находясь в пансионе Тушара, герой терпит издевательства педагога и детей (среди которых был Ламберт), эти издевательства травмируют его душу и по- рождают качества, с которыми Аркадий борется на протяжении всего романа. Однако спустя много лет герой вновь попадает под влияние Ламберта, следова- тельно, все неприглядные черты характера вновь актуализируются – виток завер- шается. Но теперь у героя хватает духовных сил, чтобы освободиться от негатив- ного воздействия, и круг размыкается. Итак, и в романе Достоевского, и в трилогии Толстого нашли отражение пе- дагогические концепции авторов. Однако средства для репрезентации своих воз- зрений писатели выбирают различные. Если путь формирования личности Ирте- ньева строится по модели идиллического воспитания, то Долгорукий приобретает духовный опыт путем самовоспитания. Взросление героя Толстого – процесс попадания под влияние среды и развития пороков. У Достоевского, напротив, представлен путь освобождения от негативного воздействия. Если Толстой изображает круговую траекторию формирования личности, то у Досто- евского духовное становление предстает в виде спирали. Литература 1. Романова Н. И. Повесть Л. Н. Толстого «Детство» в контексте русских художественно-автобиографических повестей середины XIX века : дис. … канд. филол. наук. – М., 2009. 2. Жарова А. А. Формы творческой полемики Ф. М. Достоевского с Л. Н. Тол- стым : дис. … канд. филол. наук. – М., 2012.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=