Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
137 Николенька подвергается отрицательному воздействию. Центральный герой в этом ряду – отец, устраняющийся из воспитательного процесса. В Николеньке зарождается острое чувство ненужности, которое усиливает система воспита- ния, используемая гувернером, пренебрегающим особенностями детской пси- хики и в качестве меры педагогического воздействия использующим унижение. В повести «Юность» (1857 г.) изображается заключительный этап взросле- ния героя. Здесь Толстой фиксирует момент трансформации слабостей Нико- леньки в настоящие пороки. Под воздействием социума личность героя дефор- мируется. Однако, по мнению Толстого, негативное влияние среды можно устранить посредством самовоспитания. Таким образом, личностное становление Иртеньева движется в двух направ- лениях – сюжетном и концептуальном. С одной стороны, перед нами линейная траектория: детское мировоззрение => отроческое => юношеское. С другой же стороны, мы можем говорить о движении по кругу: формирование внутреннего мира изображается как процесс деформации личности естественного человека при соприкосновении с действительностью, однако есть возможность устране- ния негативного влияния – самовоспитание. Работа над собой может восприни- маться как попытка возвращения к состоянию естественного человека, следова- тельно, круг замыкается на концептуальном уровне. Роман «Подросток» (1875 г.) стал ответом на трилогию Толстого, хотя между их публикацией прошло почти двадцать лет. Несмотря на общность тема- тики произведений, основополагающие различия творческих методов авторов проявляются довольно четко. В романе «Подросток» Достоевский изображает путь личностного станов- ления героя, типичного для эпохи пореформенной России 70-х годов XIX века. У Достоевского преобразования в сознании героя, изначально погруженного в неблагоприятную среду, совершаются мгновенно: писатель фиксирует кризис- ные моменты, а изменения происходят посредством катастрофы. Семья Аркадия в высшей степени подходит под определение «случайное се- мейство» [2, c. 61]. Происхождение и первые годы жизни героя задают вектор его дальнейшего становления, они порождают качества (амбивалентность, гор- дость, противоречивость), которые с течением времени усилятся. Грубое нарушение педагогических закономерностей и, как следствие, стра- дания, пережитые героем в детстве, обостряют в нем чувство собственного «я», отягченное комплексом неполноценности, более того, унижение формирует у Аркадия психологию «подпольного человека». И, как всякий «человек подпо- лья», он пытается компенсировать свою «ущербность». Каждая из этих попыток задает новый виток духовного развития. Как попытки компенсации можно ин- терпретировать идею Ротшильда, поиск идеала в лице Версилова, а также жела- ние наладить контакт с обществом. Компенсация осложняется тем, что герой, выросший практически в социаль- ной изоляции, склонен попадать под влияние любого человека, проявляющего к нему участие. Примером может служить Ламберт. Отношения Аркадия и Ламберта в сжатом виде отображают процесс духовного становления героя и его основные вехи, они демонстрируют путь освобождения от влияния социума.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=