Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
136 А. С. Яровая Алтайский государственный университет, Институт гуманитарных наук (Барнаул, Россия) магистрант I курса Научный руководитель – О. А. Ковалев ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО И Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО Многие аспекты творчества Толстого и Достоевского детально исследо- ваны, однако в литературоведении еще остались незаполненные лакуны. Одна из них – педагогический дискурс. Несмотря на интерес к педагогической деятельности Толстого, в вопросах педагогики Достоевский все же оставался теоретиком, поэтому в его творчестве нет полностью сформированной системы воззрений на проблему воспитания – нам доступны лишь отдельные высказывания, содержащиеся в «Дневнике писа- теля» (1873–1877 гг.). Толстой же был педагогом-практиком. Педагогическую деятельность он начинает в 1859 г., после открытия бесплатной начальной школы в Ясной поляне, и продолжается она до конца жизни писателя. Несмотря на разность исходных положений в рассуждениях («русская идея» у Достоевского и «теория свободного воспитания» у Толстого), писатели выдви- гают схожие тезисы: центральное место в концепциях отведено проблеме фор- мирования духовно-нравственной личности; в качестве основных факторов, вли- яющих на внутренний мир ребенка, оба писателя указывают семью, общество и религию; и Толстой и Достоевский пишут о необходимости соблюдения педа- гогических закономерностей. Наиболее полно педагогические концепции писателей раскрываются на страницах трилогии «Детство. Отрочество. Юность» (1852 г.) и романа «Подро- сток» (1875 г.). В своей трилогии Толстой отразил типичный вектор взросления ребенка в дворянской семье 20–30-х гг. Перед нами движение от идиллии детства, от естественного состояния человека к развитию пороков, возникающих при сопри- косновении с действительностью. В повести «Детство» (1852 г.) изображена утопическая картина воспитания. По характеру воздействия на Николеньку героев можно разделить на две группы: одна из них способствует развитию в ребенке всего самого лучшего; другая же деформирует его личность [1, c. 49]. Положительное влияние на героя оказывают maman, Карл Ива- ныч и Наталья Савишна. Это высоконравственные люди, которые формируют у Ни- коленьки внутренние императивы личности безболезненным способом. Однако по- добная педагогическая система отнюдь не формирует «идеального» человека. Путь Николеньки Иртеньева от детства к отрочеству – это пробуждение самосознания и эгоистических страстей, вызванное отъединением от людей, оказывающих на него положительное влияние. Именно в период отрочества
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=