Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

135 взаимоотношений – хирургической операции. Виртуозность хирурга-мастера приводит к результату – спасению человеческой жизни (=тела), о виртуозности учителя не говорят: «А ведь суть одна и та же, и ответственность одна и та же, и те же удачи и жертвы, и те же преждевременные инфаркты от перенапряжения у опе- раторов. Только в одних случаях оперируют тело, в других – душу» [3, с. 159]. Од- нако пока так и происходит: в определенное время запланированы и проводятся «различные специально «воспитательные» мероприятия (особенно когда ученики заранее предупреждены, что сейчас их начнут «воспитывать») играют в процессе воспитания наименьшую роль» [3, с. 159]. На занятиях преследуются исключи- тельно образовательные цели (хотя в технологических картах занятий обязательно наличие воспитательных и развивающих задач). И вновь прибегнем к словам выда- ющегося литературоведа Ю. М. Лотмана, что, готовясь стать «…музыкантами (пе- дагогами=воспитателями – наша разрядка – Г. С.-С.), играющими на самом тон- ком и чувствительном инструменте – человеческой душе [следует] помнить, что для этого нужно и упорство в постоянной тренировке, без которого нет музыканта, и особая музыкальность души, педагогический «слух», чуткость» [3, с. 160.]. В настоящее время глобальный мир изменяется на глазах. Расстояния не пу- гают, ибо не кажутся огромными и непреодолимыми; народы общаются, невзи- рая на определенные трудности и препятствия. Наша учеба позволяет повышать образовательный и культурный уровень не только в своей стране, но и за ее пре- делами. Глупо кичиться и кричать на весь мир о своих чувствах к родине. Посвя- тить свою жизнь такому великому переживанию неотъемлемости с родиной, о котором писал классик русской литературы Лев Толстой, – благородная цель [5]. И очень важно осознавать, что «брак в подготовке инженера, врача, музы- канта сказывается немедленно, брак в подготовке учителя может сказаться через многие годы. Еще в древние времена учителя сравнивали с сеятелем, обучение – с посевом. Начинается осень – наша педагогическая посевная. Мы сеем сейчас – жатва будет в будущем. Будем работать для будущего!» [3, с. 160]. Литература 1. Кротов А. А. Монтескье // Нов. филос. энцикл. : в 4 т. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мысль, 2010. 2. Лихачев Д. С. Русская культура / Д. С. Лихачев. – М. : Искусство, 2000. 3. Лотман Ю. М. Воспитание души. – СПб. : Искусство-СПб., 2005. 4. Паустовский К. Г. Несколько отрывочных мыслей : (вместо предисловия). – М. : Гос. изд-во худож. лит., 1958. – Т. 1. – С. 5–18. 5. Лев Толстой о патриотизме [Электронный ресурс]. – URL: https://monocler.ru/ lev-tolstoy-o-patriotizme/ (дата обращения: 09.01.2021). 6. Толсто й Л. Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. [юб. изд.]. – М. ; Л. : ГИХЛ, 1928–1964. – Т. 39. – С. 27–81. 7. Толстой Л. Н. В чем моя вера? – М. : Изд-во «Свет», 2019.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=