Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

134 В 1893–1894 гг. великий русский писатель Лев Николаевич Толстой напи- сал статью «Христианство и патриотизм» [6]. В ней писатель резко выступил против того представления настоящего патриота, которое было извращено. С мастерством художника и публициста он нарисовал картину, страшную в своем реализме: «Зазвонят в колокола, оденутся в золотые мешки долговоло- сые люди и начнут молиться за убийство […]. Засуетятся, разжигающие людей под видом патриотизма, к ненависти и убийству, газетчики, радуясь тому, что получат двойной доход. Засуетятся радостно заводчики, купцы, поставщики во- енных припасов, ожидая двойных барышей. Засуетятся всякого рода чинов- ники, предвидя возможность украсть больше, чем они крадут обыкновенно, за- суетятся военные начальства, получающие двойное жалованье и рационы, и надеющиеся получить за убийство людей высокоценимые ими побрякушки – ленты, кресты, галуны, звёзды. Засуетятся праздные господа и дамы, вперёд за- писываясь в Красный Крест, готовясь перевязывать тех, которых будут убивать их же мужья и братья» [6, с. 31]. А итог один: «…Опять одичают, остервенеют люди, и уменьшится в мире любовь ,.. [6, с. 32]. Сущность христианского учения писатель понимал так: она (сущность) про- ста, ясна, доступна всем и может быть выражена одним словом: человек сын Бога. В основе учения Христа заложено то, что главная и единственная обязан- ность человека есть исполнение воли Бога, то есть любви к людям ( Из статьи Л. Н. Толстого «Почему христианские народы вообще и в особенности рус- ский находятся теперь в бедственном положении», 1907 год). Важность обращения к религии Толстой объяснял тем, что именно она даёт людям смысл жизни, тогда как наука пытается его реализовать. В этом отноше- нии религия оказывается этической системой («как надо жить») и трактуется ши- роко – «от буддизма и иудаизма до конфуцианства и «греческой мудрости»» [7, с. 20]. Антирелигиозные декларации современных ему людей Толстой считал «религией повиновения существующей власти». К сожалению, наш курс не смог изучать факультативный курс «Основ пра- вославной культуры», введенный в прошлом учебном году в нашем колледже. Но, по отзывам ребят, которым посчастливилось быть слушателями данного спецкурса, убеждены в нужности, полезности и актуальности его введения. О чем замечательный советский прозаик К. Г. Паустовский откровенно написал: «Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее про- шлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам и полям, к ее селе- ниям и людям, будь они гении или деревенские сапожники» [4, с. 6]. На одной из неформальных встреч со своими учащимися – будущими учи- телями начальных классов, иностранных языков, воспитателями дошкольных учреждений – было предложено обсудить вопрос «Какие качества для буду- щей работы более всего необходимы?» Но перед тем, как услышать их реак- цию, я обратилась к воспоминаниям великого, на мой взгляд, человека – Юрия Михайловича Лотмана. На эстонском языке 29 августа 1984 г. была опублико- вана его работа «Воспитание души» (в настоящее время она переведена на рус- ский язык). В этой статье удивительная «диспозиция» «маленьких людей» (учеников) и «большого человека» (учителя) переведена в плоскость тончайших

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=