Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

133 А. М. Мураталиева Волковысский колледж УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы» (Гродно, Беларусь) учащийся III курса Научный руководитель – Г. И. Сорока-Скиба ГУМАНИТАРНАЯ МИССИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан. У вас будет все, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, бу- дут лишь жалкими рабами. Однако воспитать граж- дан – дело не одного дня; и чтобы иметь граждан-му- жей, нужно наставлять их с детского возраста. Жан-Жак Руссо Патриотизм – это не значит только одна лю- бовь к своей Родине. Это гораздо большее. Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней счастли- вых и несчастных дней. Л. Н. Толстой Воспитание такой добродетели как любовь к Родине в условиях «расширяю- щегося» мира – довольно трудная задача. Ее решение не может быть приведено к одному знаменателю – заставить полюбить свою страну. Но скорее это многовек- торная проблема. И мы видим одним из решений поворот в сторону понятия «род- ная земля» взамен «страна». Обратимся к словам французского писателя, право- веда и философаШарля Луи де Монтескье, который в вопросе патриотического воспитания был искренне убежден, что « лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов» [1]. Получая педагоги- ческое образование, осознаем всю ответственность за становление будущих специ- алистов в вопросе формирования чувства патриотизма. Ежегодно в учебном заве- дении осуществляется большое количество мероприятий, направленных на раскрытие азов менталитета белорусского народа, приобщение к духовным ценно- стям. Однако даже посторонний человек заметит, что желания (а точнее – умения), например, разговаривать на белорусском (родном) языке у большинства обучаю- щихся нет. Невозможно не согласиться с утверждением советского культуролога Д. С. Лихачева, что «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на ко- торой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества. […] Между тем культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства» [2, с. 9].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=