Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

13 Д. А. Романов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) профессор кафедры русского языка и литературы ЧИТАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СВЕТЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ Л. Н. ТОЛСТОГО ПЕРВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРИОДА * Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого продолжалась свыше пятиде- сяти лет, и за это время его теоретические дидактические принципы и предпочи- таемые конкретные приемы обучения, подходы к учебному материалу и пред- ставления о воспитательном значении образовательного процесса существенно менялись. Это было обусловлено не только совершенствованием самих идей пре- подавания, но и практическим опытом работы Яснополянской школы, в которой подтверждалась и опровергалась успешность многих педагогических новаций Толстого. Разумеется, Яснополянская школа рубежа XIX–XX вв. и отношение к преподаванию уже многоопытного в этот период Толстого, прошедшего через непростые баталии с известными педагогами своего времени, отражают наибо- лее жизнеспособное и отсеянное реальными достижениями в обучающей системе толстовской педагогики. Здесь и специально разработанные учебные по- собия, и многократно испробованные принципы обучения, и хорошо продуман- ные ответы потенциальным оппонентам. Поздняя школа Толстого – результат сознательного отведения дидактических основ дворянского образования и упро- щенных подходов к просветительской деятельности в народной среде. В итоге своего педагогического труда Толстой пришел к пониманию бесполезности спо- ров с кем-либо, бессмысленности стремления к признанию своих идей какими- либо авторитетами, к ненужности широкого освещения собственных педагоги- ческих достижений и т. д. Яснополянская школа работала, не требуя ничьего одобрения и признания, а следовательно, самим своим спокойным и размерен- ным существованием приносила несомненную пользу и демонстрировала свою жизнеспособность. В ранний период, наоборот, Толстой очень много сравнивал имеющийся в практике преподавания разных предметов опыт с собственными практиче- скими подходами. Его искренне огорчали неудачи и расхождения реально скла- дывающейся педагогической системы не только с российской, но и с мировой педагогической практикой. В конце 1850-х – начале 1860-х гг. Толстой стре- мился к теоретическому обоснованию успешно воплощенных в Яснополянской * Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме: «Формирование читательских компетенций в условиях цифровой информационной избыточности и дефицита эмоционального репертуара обуча- ющихся».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=