Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

124 цена которой «красненькая», Катюша демонстрирует настоящее христианское самопожертвование, отказываясь от помощи Нехлюдова, выхлопотавшего ей спасение: «Что вы жениться хотите – не будет этого никогда. Повешусь скорее. Ты мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись! Противен ты мне, и очки твои, и жирная, поганая вся рожа твоя» [6, Т. 32, с. 166]. Она отказывается использовать свой шанс на освобождение, понимая, что оно ничем не отличается от ста рублей, оставленных им ей когда-то, и Нехлюдов не спасет ее, а вернет «в тот мир, в котором она страдала и из которого ушла, не поняв и возненавидев его» [6, Т. 32, с. 167]. Возвратить жизнь в исходное состо- яние уже не получится, а спастись по-настоящему можно только смирением. Позже Марья Павловна, одна из политических, скажет: «<…> она, несмотря на ее прошедшее, по природе одна из самых нравственных натур… и так тонко чув- ствует <…> и счастлива тем, что может сделать вам хоть то отрицательное добро, чтобы не запутать вас собой» [6, Т. 32, с. 405]. Именно поэтому Маслова остается на каторге с Симонсоном: «<…> коли он хочет чтоб я при нем была. Я это за счастье должна считать». Симонсон не хочет с помощью нее спастись, что значило неволить, использовать Катюшу, он «любит ее как прекрасного, ред- кого, много страдавшего человека» и хочет помочь, «облегчить ее положение» [6, Т. 32, с. 404] – не спасти, не повернуть время вспять, но помочь жить дальше, тогда как, замечает В.Б. Ремизов в классической монографии по роману Толстого «Воскресение», «все люди, с которыми Маслова сходится в тюрьме, пытались получить с ее помощью свою выгоду» [5, с. 47] И Нехлюдов, и Раскольников в итоге напряженных духовных исканий при- ходят к одному убеждению: Благодатное воскресение – в Евангелии, и только лишь преодолев соблазн своеволия и гордыни, можно обрести себя, ведь сказано в Священном писании: «<…> кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мр. 9:35). Достоевский и Толстой не выходят за пределы нрав- ственного поля христианской культуры, и в черновиках романа «Воскресение» Толстой отметил: «Нехлюдовъ, любившiй тогда особенно Достоевскаго, дал ей “Преступленiе и наказанiе”» [6, Т. 33, с. 45], так что героини вступают в диалог поверх барьеров времени. Натуру Сони и Катюши можно определить как «лю- бящие»: «<…> будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога, и знает Бога» (I Ин. 4:7), их любовь, сохраненная в испытаниях и соблазнах, способна отзываться на чужую боль, что и делает их образы истинно христианскими. Литература 1. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. – Л. : Наука, 1972– 1990. 2. Есаулов И. А., Тарасов Б. Н., Сытина Ю. Н. Анализ, интерпретации и по- нимание в изучении наследия Достоевского. – М. : Индрик, 2021. 3. Есаулов И. А. Русская классика: новое понимание. – 3-е изд. – СПб. : Изд- во РХГА, 2017.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=