Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
123 стирует с окружающей ее «грязью», так и семантика фамилии «Маслова» вос- ходит к фразеологизму «как сыр в масле кататься » , то есть жить в довольстве, достатке. Раскольников после ссоры со своим семейством, по приезде Лужина, направляется к Соне, в дом Капернаумова портного, что само по себе апеллирует к Библейской аксиологии. Он в ее комнатке «от жильцов» видит Соню, вышед- шую со свечой из темноты, а свеча – символ истины. Раскольников был поражен ее внешним обликом: «Какая вы худенькая! Вон какая у вас рука! Совсем про- зрачная. Пальцы как у мертвой» [1, Т. VI, с. 242]. Раскольников, полагая, что Соня такая же преступница , как и он, идет к ней, ожидая встретить несчастную и обездоленную, которой и предрекает три пути: «<…> броситься в канаву, по- пасть в сумасшедший дом или <…> броситься в разврат» [1, Т. VI, с. 247]. Од- нако Раскольников осознает, что ни по одному из ей предначертанных им она не идет – значит, есть четвертый. И в этот момент он увидит у нее на столе Еванге- лие, как оказалось, лизаветино, и просит прочитать легенду о воскрешении Ла- заря: « Сама возможность воскрешения не подвергается сомнению» [2, с. 48]. Уходя от Сони после пережитого со словами о презрении к миру и окружающим: «Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью» [1, Т. VI, с. 253], Раскольников обещал сказать, кто же и есть убийца беззащитной Лиза- веты. При следующей встрече он открывается Соне, и она начинает его успока- ивать: «<…> за тобой пойду, всюду пойду! О господи!.. Ох, я несчастная!.. И зачем, зачем я тебя прежде не знала!» [1, Т. VI, с. 316]. Сила благодатного влияния Сони, для которой человек никогда не был «дрожащей тварью» и «во- шью», на судьбу Раскольникова обусловлена христианским отношением к миру и ближним, что и определил Достоевский как всечеловеческий идеал. Катюша Маслова, главная героиня романа Толстого «Воскресение» - «дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне у двух сестер барышень-помещиц» [6, Т. 32, с. 6], оказывается совращенной и преданной поразившим ее когда-то чистым юношей Нехлюдовым, приехав- шим погостить к теткам. История первой влюбленности Катюши закончилась тем, что ее избранник, чтобы доказать свою взрослость, оставил ее с подачкой в сто рублей и с ребенком на руках. После этого жизнь Катюши пошла под откос: тетушки прогнали со двора не оправдавшую надежд воспитанницу, сына ей при- шлось отдать в воспитательный дом, а сама пошла по рукам и вскоре очутилась, из-за безысходности, в публичном доме. Новая встреча Катюши с Нехлюдовым состоялась уже при совершенно дру- гих обстоятельствах – на судебном заседании, на котором она была обвиняемой в отравлении. Однако именно в этой уже повзрослевшей женщине, истерзанной жизненными невзгодами, уверенной в своей греховности и даже наслаждаю- щейся глубиной своего падения, Нехлюдов, к немалому удивлению, усмотрел путь к своему спасению: «Он знал, что в ней была эта любовь, потому что он в себе в эту ночь и в это утро сознавал ее, и сознавал, что в этой любви он сливался с нею в одно» [6, Т. 32, с. 47]. Суд как часть порочной системы, и тюрьма, и каторга воплощают законнические уложения, призванные подменить собой бла- годатное спасение Святым Духом. Несмотря на осознание себя «каторжной»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=