Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
118 И Василий Андреич рад, что этот кто-то пришел за ним. “Иду!” – кричит он ра- достно <…> и он просыпается, но просыпается не тем, каким он заснул» [4, Т. 12, с. 339]. Традиции отечественной культуры, едва ли не утерянной на изломе эпох, Пелевин восстанавливает в суждениях, воплощенных в записках о духов- ном опыте неизвестного автора, что вызывает ассоциации с учением Толстого. Среди героев романа Пелевин представляет Ариэля Эдмундовича Брахмана, который желает возложить на себя роль хозяина судьбы другого человека. Работ- ником в сложившихся обстоятельствах выступает сам главный герой – граф Т. Од- нако с приближением к развязке сюжета романа, герой осознает себя не работни- ком , чью судьбу вершит другой, а приходит к убеждению в освобождении своей судьбе от чужой воли. К этой мысли подводит его единомышленник и соратник, Соловьев: «Ариэль никакой не бог-творец. А такое же точно действующее лицо, как мы с вами. В нужный момент он просто появляется на сцене и произносит свои реплики <…> В истинном пространстве Книги он не демиург, а такой же персонаж, как и мы с вами. И это касается не только его самого, но и всех его подручных» [3, с. 364–365]. Пелевин, вслед за Толстым, художественно убеди- тельно утверждает, что каждый человек станет хозяином своей судьбы лишь то- гда, когда осознает себя, в первую очередь, работником , то есть налицо толстов- ская матрица антропологических воззрений – человек как Все и часть Всего. Толстой и Пелевин, несопоставимые творческие индивидуальности, едины, при всем различии созданных ими художественных миров, в доверии к духовной традиции отечественной культуры. Обращение Пелевина, вызывающего ожив- ленные споры, к Толстому как феномену национального самосознания далеко не случайно: духовно-историческое перепутье – художественное время как рас- сказа Толстого «Хозяин и работник», так и романа Пелевина «Т». И поэтому вряд ли наметившаяся тенденция к отвлеченному описанию поэтики рассказа «Хо- зяин и работник» без соотнесения произведения с авторским замыслом может приблизить читателей и исследователей к пониманию духовного содержания прецедентных текстов русской классики. Литература 1. Кондратьев А. С. Человек в художественном мире позднего Л. Н. Тол- стого и М. Горького // Материалы Междунар. науч. конф. «Толстовские чтения – 2015» и науч.-фондовой конф. «Гороховские чтения – 2015» в Гос. музее Л. Н. Тол- стого. – М. : Оригинал-макет, 2016. – С. 119–125. 2. Маковицкий Д. П. У Толстого. 1904–1910. Яснополянские записки // Лит. наследство. Кн. 4. – М. : Наука, 1979. 3. Пелевин В. Т. СПб. : Азбука ; Азбука-Аттикус, 2021. 4. Толстой Л. Н. Собрание сочинений : в 22 т. – М. : Худож. лит., 1978–1985.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=