Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
116 В. А. Хотакко Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, Институт филологии (Липецк, Россия) студент III курса Научный руководитель – А. С. Кондратьев Л. Н. ТОЛСТОЙ В ТВОРЧЕСКОМ СОЗНАНИИ В. ПЕЛЕВИНА: РОМАН «T» И РАССКАЗ «ХОЗЯИН И РАБОТНИК» «Толстой» и «Пелевин», как прецедентные явления отечественной куль- туры, – разделенные двумя столетиями точки на векторе историко-литератур- ного процесса. Если яснополянский старец завершает эпоху русской классики романом «Воскресенье», укорененным в православной традиции национального самосознания, то представитель постмодернистской школы, казалось бы, поры- вающей связи с духовным опытом русского народа, вопреки утвердившейся в художественной методологии этого направления, восстанавливает в контексте «большого времени» доверие наших современников к исконным ориентирам са- моопределения человека. Толстой неоднократно бывал в Оптиной Пустыни, од- ном из древнейших монастырей России, сохранив на всю долгую жизнь безгра- ничное благоговение перед святыми местами: первый раз 13-летним ребенком на похоронах тетушки, а в октябре 1910 г., покинув Ясную Поляну, отправился к сестре в Шамордино через Оптину Пустынь, о чем свидетельствует Д. П. Ма- ковицкий: «Л. Н. пришел и сказал, что уже подрядил извозчиков в Оптину Пустынь, и повел нас» [2, с. 403], а в Дневнике Толстой записывает: «И вот я в Оптиной вечером 28» [4, Т. 22, c. 424]. Толстой в романе Пелевина «Т», обо- значенный как граф Т. и наделенный одним из высших титулов в Царской Рос- сии, играет роль литературного персонажа, судьбой которого распоряжается не- кое каббалистическое существо. Главный герой, вовлеченный в соблазны сюрреалистического дурмана эпохи, ищет свою Оптину Пустынь, некое загадоч- ное место, где восстанавливается связь человека с Богом: «Вечная жизнь, власть над миром, камень философов – все это меркнет по сравнению с тем, что находит пришедший в Оптину Пустынь» [3, с. 284]. Таким образом, жизненные искания Толстого находят свое отражение в творчестве современного писателя, что сви- детельствует об исконных константах духовной природы человека. Опубликованный в 1895 г. рассказ Толстого «Хозяин и работник» посвящен постижению Брехуновым, церковным старостой и купцом второй гильдии, неоче- видной очевидности , когда человек открывает для себя неподвластные его воле сферы бытия, органично вписывается в контекст художественных исканий клас- сики на рубеже веков, сосредоточившей внимание на восстановлении духовно- опустошенного человека. Проблема обретения человеком, блуждающим в сгуща- ющихся сумерках нравственного неведения, нашла свое отражение в романе Пе- левина «Т», восходящем к проблематике поздних произведений Толстого, сводя- щихся к отслеживанию в религиозно-философском аспекте и художественному
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=