Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

113 Золтан Надь Дебреценский университет, Институт славистики (Дебрецен, Венгрия) Педагогический факультет, студент V курса Научный руководитель – Ангелика Молнар «КРЕЙЦЕРОВА CОНАТА» Л. Н. ТОЛСТОГО Жанр «Крейцеровой сонаты» – повесть, и, учитывая типично толстовские меры, она даже не из объемистых. Тем не менее, она обладает большим интер- претационным потенциалом и вызывает безмерно много вопросов. К примеру, она представляет собой набор сложных социальных проблем, поднятых в виде исповеди героя. Обсуждаются также искусство и характер эмоций. Мы рассмат- риваем произведение исходя из положения, согласно которому оно является „арс поэтикой”, творческим кредо писателя. Размышления Л. Н. Толстого «Что такое искусство?» были опубликованы в 1887 году. В том же году он начал писать «Крейцерову сонату». Эти два произведения имеют много общего в своей идей- ности, кроме того, «Крейцерова соната» во многих аспектах интегрирует убеж- дения автора о предназначении, ценности и сущности искусства. В своем эссе Толстой делит искусство, литературу, музыку и изобразитель- ное искусство на две категории: на хорошие и плохие. Он считает, что правиль- ное искусство направлено на передачу эмоций. Это он определяет как «зараже- ние». Он называет самым важным чувством религиозные эмоции. По мнению Толстого, такое искусство объединяет людей и приближает к людям великие уче- ния христианства. Таким образом, доктрины всеобщего братства и равенства мо- гут стать доступными для всех. По сути дела, плохое искусство на это не спо- спобно. Такое двухполюсное мировоззрение отражено и в «Крейцеровой Сонате». Каким образом? Главная тема произведения – это брак, отношения между мужчиной и жен- щиной. Конечно, Толстой не единственный литератор, который разбирает эту тему, однако его отношение к ней и взгляды, присутствующие в произведении, явно делают его подход уникальным. Брак главного героя и его отношения с жен- щинами мягко говоря не гармоничны. Как бы он ни боролся с женщинами, он все-таки не может избавиться от них. В повести также приводится мнение, что мужчина и женщина не подходят друг другу по своей природе, (можно сказать, они ведут себя как два противоположных полюса) и что сексуальное влечение, которое притягивает их друг к другу, является настоящей «убийцей» их отноше- ний, лишенных счастья и удовлетворения, так как появляются проблемы ревно- сти, прелюбодеяния и наказания, приводящие к трагедии. «Что такое искусство?» не просто классифицирует типы женщин, он напрямую приравнивает их к искусству. Он использует образ женщины, как метафору искус- ства. Как это связано с повестью? Приведем три цитаты из «Крейцеровой сонаты». «Любить всю жизнь одну или одного – это всё равно, что сказать, что одна свечка будет гореть всю жизнь».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=