Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
11 художником ... Только художник может заново вообразить, воссоздать мир во всех деталях, как это делал Толстой» [2, с. 1]. 2. Крестьянин: Лев Николаевич считал крестьянскую жизнь изюминкой че- ловеческой жизни и старался жить соответственно. Контраст между городом и деревней играл важную роль во всех его произведениях. Он был графом, но не жил в роскоши, одевался просто. Ему нравилось находиться среди крестьян, и когда он ездил по железной дороге, то выбирал третий класс, где много об- щался с простыми людьми. Он регулярно ходил пешком по окрестным деревням, основал для бедных школу, помогал, где мог. Толстой, который при жизни стал образцом для подражания для многих людей, часто изображается на картинах и фотографиях работающим в поле. Толстой смог создать образцы для подража- ния в своих произведениях (например, Левин или Платон Каратаев), но в реаль- ной жизни многие люди считали его образ жизни роскошной, замаскированной под простую жизнь. Его критики говорят, что существует противоречие между образом Толстого как бедняка и мученика и образом графа Толстого, живущего в дворце и выезжа- ющего на охоту. Самый резкий его критик в венгерской прессе, ЙожефШамашша говорит, что такое поведение лицемерно: он считает, что публичный образ Тол- стого как честного, простого человека – это всего лишь уловка: он не стал разде- лять Ясную Поляну и отдавать землю крестьянам, хотя ходили слухи, что он со- бирался это сделать, так что писатель якобы обманывал людей ср. [5, с. 7]. Согласно Лайошу Гро, Толстой «непреднамеренно подвел своих крестьян. Не потому, что он не отдал свое имущество, а из-за своего отношения к ним. Он хотел отрезать крестьян от мира, потому что утверждал, что они сохранили формы естественной жизни, которые нельзя трогать. Тем самым он отрицал ис- торическое развитие крестьянства и его будущий потенциал» [1, с. 1495]. Лев Николаевич страстно желал, но не мог стать одним из крестьян, потому что не мог (или не хотел) отказаться от своего чина и богатства. Было ли это его лице- мерие или он сделал это ради семьи? Возможно, только его дневники или днев- ники его семьи дадут ответ. 3. Философ: Толстой-моралист наиболее сложен для понимания – как для него самого, так и для его читателей. Идеи, которые он пропагандировал, со временем становились все более экстремальными и критическими. «Из всех гигантов миро- вой литературы интеллектуальный и нравственный путь Толстого был самым не- устойчивым; он начал свою жизнь помещиком, а закончил ее крестьянином по духу.» – пишет Эндре Тёрёк в 1960 году [7, с. 1701]. Хотя страстная философия Толстого оказала глубокое влияние на многих, его идеи часто противоречивые. Он проповедует свободу, но считает духовную свободу важнее физической, он прези- рает искусство, но постоянно пишет. «В молодые годы он стремился оправдать свое искусство морально; а во втором периоде своей жизни он стремился подкрепить свою моральную деятельность искусством. Это не одно и то же, потому что для первого: искусство – цель, а для второго – лишь инструмент.» [1, с. 1497]. Это боль- шое противоречие: Толстому «больно» от боли других, и в своих произведениях он красиво и подробно пишет об этой боли, но его решения не логичны, а страстны. Однако, к концу жизни он стал пропагандировать аскетические взгляды, отрицая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=