Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
108 эпитетах, отражают субъективную оценку повествователя: создают образ игри- вой, маленькой девочки, к которой герой относится с большим трепетом. В повести «Отрочество» в главе «В Москве» заметны изменения при ис- пользовании средств создания портретных характеристик родных. Это обуслов- лено внутренними переменами в сознании Николеньки после смерти матушки и как следствие наступления этапа взросления: «С приездом в Москву перемена моего взгляда на предметы, лица и свое отношение к ним стала еще ощутитель- нее» [2, с. 116]. Заметно увеличение объема предложения посредством употребления одно- родных придаточных конструкции. Описательные обороты усложняются за счет однородного ряда слов из разных семантических групп: «Папа, который в Москве почти совсем не занимался нами и с вечно озабоченным лицом только к обеду приходил к нам , в черном сюртуке или фраке , – вместе с своими боль- шими выпущенными воротничками рубашки, халатом, старостами, приказ- чиками, прогулками на гумно и охотой , много потерял в моих глазах» [2, с. 116]. В повести «Юность» в главе «Экзамен математики» повзрослевший Нико- ленька характеризует Семенова, сдающего вместе с ним экзамены, указывая на отдельные черты внешности, привлекающие его внимание, посредством исполь- зования прилагательных в синтаксической роли составных именных сказуемых: «Это был высокий худощавый брюнет , весьма бледный , с подвязанной чер- ным галстуком щекой и покрытым прыщами лбом . Руки у него были худые, красные , с чрезвычайно длинными пальцами …Все это мне казалось прекрас- ным и таким , каким должно быть у первого гимназиста » [2, с. 201]. Усиление признака достигается за счет употребления наречия « чрезвычайно и придаточной конструкции с союзным средством местоименного типа. Итак, рассмотренные примеры отражают изменяющуюся в зависимости от возраста речевую манеру героя-повествователя, составляющую его речевой портрет. Динамика лексических и синтаксических средств языка свидетель- ствует о развитии внутреннего мира Николеньки Иртеньева, накоплении его «коммуникативного потенциала». Речь героя – это зеркало, в котором отража- ются схожие внутренние переживания молодого человека. Художественное ма- стерство Л. Н. Толстого в этой области представляет собой одну из вершин раз- вития языка русской литературы. Литература 1. Мухортов Д. С. Об общем и частном в понятиях «языковая личность», «речевой портрет», «идиостиль» и «идиолект» [Электронный ресурс] // Library.ru : информ.-справочный портал. – Екатеринбург, 2014. – URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23580623&ysclid=l6xmtcg9ad834542015 (дата обращения: 17.08.2022). 2. Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность. – М. : Дет. лит., 1989.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=