Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи
107 Николеньки и в то же время для усиления эмоционально-экспрессивной стороны повествования: « То мне приходит в голову, что должна существовать какая- нибудь неизвестная причина общей нелюбви ко мне…», « То я воображаю себя уже на свободе…», « То мне приходила мысль о боге…» [2, с.144]. В каждой повести трилогии можно выделить эпизоды, связанные у героя с острым переживанием диссонанса с окружающей действительностью. В «Дет- стве» в главе «Мазурка» на смену эмоциональному подъему приходит резкий спад, выражающийся в употреблении повторяющегося определительного место- имения, форм глагола «презирать», восклицания: « Все презирают меня и всегда будут презирать … все пропало!» [2, с.79] . Усиление эмоционального напряже- ния достигается за счет повторения риторических вопросов, начинающихся наречием: « Зачем Володя делал мне знаки, которые все видели и которые не могли помочь мне? зачем эта противная княжна так посмотрела на мои ноги? зачем Сонечка…она милочка; но зачем она улыбнулась в это время? зачем папа покраснел и схватил меня за руку?...О, это ужасно!» [2, с.79]. В повести «Отрочество» в главе «Ключик» эмоциональное потрясение от совершенных «преступлений» заставляет героя перейти от внутреннего моно- лога к внешнему: «Жалоба Мими, единица и ключик!», «Что со мной будет? А-а-ах! что я наделал?! – говорил я вслух» [2, с.138]. Реплика, произнесенная вслух, характеризуется употреблением междометия, восклицательно-вопроси- тельных конструкций, что отличает её от внутренней реплики, построенной по типу назывного, восклицательного предложения. В повести «Отрочество» в главе «Весна» описание Николенькой « чрезвы- чайно сильного и приятного чувства » знакомства с новым этапом жизни созда- ется с помощью употребления олицетворения и эпитетов, параллелизма в по- строении придаточных конструкций: «… пахучий сырой воздух и радостное солнце говорили мне внятно, ясно о чем-то новом и прекрасном, которое, хотя я не могу передать так, как оно сказывалось мне, я постараюсь передать так, как я воспринимал его…» [2, с.180]. С помощью различных лексических и синтаксических средств создаются портреты героев трилогии. При описании внешности родных внимание повест- вователя обращено на отдельные детали их портретов. В повести «Детство» в главе «Maman», вспоминая образ матушки, повествователь, называет деталь портрета, распространяя ее определением или дополнением, глагол «представ- ляются» совместно с частицей «только» усиливает ретроспективный способ со- здания портрета: «Когда я стараюсь вспомнить матушку…, мне представля- ются только ее карие глаза …, родинка на шее …, шитый белый воротничок , нежная сухая рука …но общее выражение от меня ускользает» [2, с.12]. Характеризуя Любочку, Николенька называет ее сестрица, используя суф- фикс – иц с уменьшительно-ласкательным значением: «перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка и розовенькими… пальчи- ками …разыгрывала этюды…; она ходила в коротеньком холстинковом пла- тьице , в беленьких…панталончиках и октавы могла брать только arpeggio» [2, с.12] . Уменьшительно-ласкательные суффиксы –еньк, –ик в определениях-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=