Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

106 С. Н. Самарская Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) ассистент кафедры русского языка и литературы ЯЗЫКОВОЙ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ-ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ ТРИЛОГИИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО», «ОТРОЧЕСТВО», «ЮНОСТЬ» Трилогия Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» – автобиогра- фическое произведение, детально изученное, но всё еще привлекающее внима- ние читателей и исследователей, поскольку содержит немало деталей, представ- ляющих интерес для филологов. Автор-рассказчик изображает внутренний мир ребенка, его изменяющиеся со временем переживания, чувства, мечты. Наблюдение за речевым портретом героя-повествователя позволяет проследить эти перемены. Предметом исследования настоящей статьи выступают лексические и син- таксические единицы, входящие в речевой портрет героя-повествователя. Под речевым портретом мы понимаем «совокупность языковых и речевых характе- ристик коммуникативной личности, обусловленных временными рамками» [1]. Отметим, что языковой портрет героя-повествователя мы рассматриваем как лингвистическое явление, обусловленное экстралингвистическими факторами. На протяжении всего текста трилогии повествование о жизни Николеньки ведется от первого лица: я получил, я думал, я притворился, я согласился и др . Повторяющееся местоимение придает повествованию намеренные черты субъ- ективизма. Герой критически относится к собственным поступкам, мыслям, но глубина самоанализа меняется в зависимости от возраста Николеньки. Обратимся к эпизоду из повести «Детство»: «…мне было совестно, и я не понимал, как за минуту перед тем я мог не любить Карла Иваныча и находить противными его халат, шапочку, и кисточку ; теперь напротив, все это каза- лось мне чрезвычайно милым, и даже кисточка казалась явным доказатель- ством его доброты» [2, с. 6]. Мы видим, что в пределах представленной синтак- сической конструкции повествователь осуществляет динамичный переход от конструкций с негативной семантикой к конструкциям с положительной коннота- цией, используя бессоюзие и вводную конструкцию, выделяющие детали образа. В главе «Мечты» из повести «Отрочество» во внутреннем монологе героя, размышляющего о наказании, ожидающем его за проделки, мы отмечаем града- цию как на уровне лексики, так и на уровне синтаксиса. Герой создает в вообра- жении причудливые образы, оформленные расположенными по восходящей сту- пени метафорами, первая из которых осложнена эпитетом и сравнением: «… что-то тяжелое, как камень, лежало на сердце», «я входил в безвыходный лабиринт неизвестности » [2, с. 143]. Повторяющийся союз то полифункционален. Разделительный союз, упо- требленный в начале нескольких абзацев, необходим для перечисления мечтаний

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=