Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

103 Т. А. Чихачева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) доцент кафедры русского языка и литературы ОБРАЗЫ БОГОМОЛЬЦЕВ В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ТРИ СТАРЦА» Лев Николаевич Толстой в своем творчестве неоднократно обращался к теме религии, веры, церковных догм. Среди произведений этой тематики отме- тим повесть «Отец Сергий», статью «В чем моя вера», роман «Воскресенье». Но особого внимания заслуживают произведения, вошедшие в сборники «Русские сказки для чтения», предназначенные для детей и подростков: «Архиерей и раз- бойник», «Бог правду видит, да не скоро скажет», «Где любовь, там и бог», «Крестник», «Кающийся грешник», «Три старца». Именно об этом произведении расскажем в статье. Рассказ «Три старца» был написан Львом Николаевичем в январе–феврале 1886 года. Вероятно, Толстой услышал легенду о трех старцах от В. П. Щего- ленка. Сюжет сказания принадлежит к числу очень распространенных и широко известных как в устных, так и в письменных источниках. В рассказе «Три старца» архиерей, совершающий путешествие на корабле, заинтересовался стар- цами, живущими на острове среди Белого моря. Этот остров почти не видим обычным людям. Если в традиционной легенде акцент делается на сюжете, то Л. Н. Толстой дает детальное описание старцев. Их трое. «Один махонький, сгорбленный, совсем древний, в ряске старенькой, должно, годов больше ста, седина в бороде уж зеленеть стала, а сам все улыбается и светлый, как ангел небесный…» Его добрая улыбка не раз будет упомянута писателем. «Другой ро- стом повыше, тоже стар, в кафтане рваном, борода широкая, седая, с жел- тизной, а человек сильный…тоже радостный». «А третий высокий, борода длинная до колен и белая как лунь, а сам сумрачный, брови на глаза висят, и нагой весь, только рогожкой опоясан». Заметим, что у Л. Н. Толстого описание стар- цев дается по одному плану: рост, одежда, борода. Причем третий старец отли- чается суровостью, Писатель представляет старцев от наиболее просветленного в духовном плане к наименее просветленному. Эта характеристика звучит из уст крестьянина, которому однажды довелось встретиться с «божьими людьми». Затем писатель подчеркивает их манеру об- щения. «Все больше молча делали, и друг с дружкой мало говорят. А взглянет один, а другой уж понимает… Стал я высокого спрашивать… Нахмурился он, что-то заговорил, рассердился точно, да древний маленький сейчас его за руку взял, улыбнулся, – и затих большой». По этим описаниям становится ясно, что, с одной стороны, старцы – люди разные, каждый со своим особым ликом, с дру- гой стороны – они единое целое. Каждый из них дополняет двух других в едином образе. Вспомним образ Святой Троицы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=