Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

102 Можно найти в тексте рассказа и особый вид антитезы – внутри синоними- ческой пары: Он не говорил , а всхлипывал : «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте»; Я же не только любовался , но с восторженным умилением смотрел на них. Чаще всего Л. Н. Толстой использует в тексте рассказа «После бала» сложную антитезу, где противопоставление основывается на нескольких объектах или не- скольких рядах противопоставлений. Наиболее очевидные примеры такой антитезы: Вся моя жизнь сложилась так, а не иначе , не от среды , а совсем от другого ; Не знаю, хорошо ли это, или дурно , но не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились; Дергаясь всемтелом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпав- шимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед , то падая наперед – и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад . Могут быть противопоставлены части одного предложения и отдельная синтаксическая конструкция: Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно , но теперь был грузен , и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко прошел два круга . Также на основе многочленной антитезы может быть построено сложное синтаксическое целое: Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело ? Ничуть . «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав , не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной , но нигде не служил и никуда, как видите, не годился. Нелинейность противопоставления – это, пожалуй, одна из наиболее харак- терных черт антитезы Л. Н. Толстого. Писатель использует антонимические отно- шения несколько раз в ходе развития одной мысли. Это позволяет показать ситу- ацию объемно, дать ей максимально полную характеристику, что свойственно и манере Толстого, и рассказу «После бала», где писатель мастерски показал, как восторженные чувства и радужные мечты молодого человека могут безжалостно разбиться о суровую реальность и изменить всю дальнейшую жизнь. Литература 1. Еремина-Соленикова Е. В. Старинные бальные танцы. Новое время. – СПб. : Планета музыки, 2010. 3. Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Общая и частная классификации. Терминологический словарь. – М. : ЛЕНАНД, 2006. 4. Толстой Л. Н. После бала // Л. Н. Толстой. Собрание сочинений : в 22 т. – М. : Худож. лит., 1983. – Т. 14.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=