Л. Н. Толстой в сознании человека цифровой эпохи

100 Н. М. Старцева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) доцент кафедры русского языка и литературы АНТИТЕЗА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОГО РИСУНКА ТЕКСТА РАССКАЗА Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА» О роли антитезы в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» написано немало. Признанным общим местом можно считать утверждение, что писатель исполь- зует ее как средство текстообразующее. Антитеза создается в художественном произведении при сопоставлении отдельных эпизодов, ситуаций, образов, черт характеров героев, деталей и т. п. Причем в художественном тексте в оппозици- онных отношениях могут участвовать не только антонимы, которые контрарны по своей сути, но и понятия, не связанные отношениями противопоставления: только поставленные писателем в ряд (обычно при помощи сочинительных про- тивительных союзов) они начинают выражать ту или иную степень контраста. Антитеза чаще всего строится на базе общеязыковых антонимов, образую- щих противопоставленные пары. Употребление антонимов придает речи допол- нительную экспрессию, делает фразу афористичной именно за счет двойствен- ности, столкновения противоположностей. Антитеза по своей структуре может быть одночленной (простой) и много- членной (сложной). В многочленную антитезу включается несколько (два и бо- лее) противопоставленных понятий. Такая антитеза позволяет ярче актуализиро- вать в привычном, обыденном явлении неожиданное. Лев Николаевич Толстой в рассказе «После бала» многократно использует противопоставления на разных уровнях построения текста, потому что сам рас- сказ представляет собой антитезу – мироощущение героя на балу и после бала. В описании бала преобладают слова с положительной коннотацией. Рассказчик вспоминает о красивых людях, приятной музыке, описывает все и всех в светлых, радужных тонах. Этому восприятию мира способствует внутреннее состояние героя-рассказчика – влюбленность. Во время наказания татарина впечатление от окружающего мира стано- вится совсем иными: среди тумана герой-рассказчик сначала видит черных лю- дей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы), затем с изумлением узнает в высоком военном «в шинели и фуражке» , который командует жесто- ким наказанием, полковника Б, с неподдельным ужасом описывает несчастного избиваемого солдата. Эти контрастные сцены в произведении представлены по градационному принципу: название рассказа делает акцент на второй части произведения, хотя первая гораздо больше по объему. Таким образом, вся первая часть текста рас- сказа является как бы вхождением в проблему, настраивает читателя на важность второй части.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=