Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
98 переходе от холодности ко вдохновению, на которой возможна была работа» [Толстой, т.9, 1978-85, 49–50]. Отступления еще не связаны с моральными оценками, но это уже характе- ристика внутреннего состояния человека. То, как эволюционировало для писа- теля понятие узкого пути , демонстрирует высказывание позднего Толстого: «У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность. Между обеими только узкий путь. И узкий путь этот определяется порывом» (дневник, 23 января 1896 года). «Толстым владеет идея “узких врат”», – замечает исследовательница М. Н. Бойко [Бойко, 1997, 150]. Точнее было бы сказать, не владеет, а постепенно овладевает. Будучи идеей библейской, она влечет Толстого в библейскую сферу – сферу этики, а также приближает его к библейскому максимализму: «Тот путь спасения узенький и страшный, потому что с обеих сторон чудовища, которые поглотят нас. И столько уже людей погибло и погибает. Нам уже нельзя говорить того, что говаривали уже эстетики: “Всякое наслаждение искусством возвышает душу, поэтому идите смотреть Сару Бернар и слушать Саразати. Прямой пользы это не принесет, но это возвышает вашу душу”» [Толстой, т.30, 1937–57, 212]. Сравним теперь характер ключевых метафор, использованных Толстым в обоих произведениях – в «Альберте» и в «Анне Карениной» (эпизод с Михай- ловым). Сопоставление ключевых метафор двух толстовских текстов о людях искусства дает возможность сравнить образы музыканта и живописца на глубин- ном уровне, обходя стороной такие обремененные условностями элементы обра- зов, как внешность, отношение к окружающим и т.п. Помимо того, что содержание этих метафор проливает свет на многие грани сравниваемых нами образов, преимущество данного метода и в том, что метафо- ричность – одно из основных свойств мышления художника, в частности, Тол- стого. Так, М. Н. Бойко пишет: «Как показано В. Ф. Асмусом, в основе его [Тол- стого] “практической философии”, его религиозного учения лежат не строгие по- нятия, но образы-метафоры» [Бойко, 1997, 134]. Е. Н. Купреянова также отме- чает: «Мировоззрение и идеи подлинного художника – это миросозерцание и идеи, которые не могут быть оформлены и в ходе своего оформления выра- жены иначе, чем на языке искусства, на языке художественных образов» [Куп- реянова, 1966, 21]. Приведём сквозные метафоры, проливающие свет на Альберта и Михайлова как представителей разных типов творчества (приводим примеры как из художе- ственных, так и из не художественных источников, чтобы показать укоренен- ность этих метафор в сознании Толстого): поток, течение, река: «Не звуки слышны были, а сам собой лился в душу каждого какой-то прекрасный поток давно знакомой, но в первый раз высказан- ной поэзии» («Альберт»); «Человек есть всё: все возможности, есть текучее ве- щество» (дневник, 25 апреля 1898 г., см. аналогичные записи в дневнике за 19 марта 1898 г.); «Люди как реки» («Воскресение», часть 1, глава LIX). узкий путь (см. выше); внутренний, божественный огонь и его проводник: «Много нужно для ис- кусства, но главное – огонь! – сказал он, блистая глазами и поднимая обе руки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=