Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
96 Е. Ю. Фатюшина Новомосковск, Россия МЕТАФОРЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО О ХУДОЖНИКЕ Аннотация . В статье рассматривается эволюция взглядов Л. Н. Толстого на творче- ство. С образом художника в ранних произведениях писателя связаны метафоры, в которых творческий человек пассивен, объектен (проводник огня, поток), в то время как в романе «Анна Каренина» через метафоричность показана субъектность художника. Таким образом, на основе семантического анализа метафор творчества условно можно говорить об эволюции писателя от признания стихийности и опасности творчества в 1850-е к надежде на возмож- ность частично контролировать творческий процесс (1870-е). Ключевые слова: метафора, метафоричность мышления, творческий процесс, худож- ник, лингвистический анализ текста, семантический анализ слова (метафоры), архетип. Эстетические взгляды Л. Н. Толстого традиционно определяются с опорой на его публицистическое, дневниковое и эпистолярное наследие [Купреянова, 1953; Купреянова, 1966; Можарова, 1999]. Однако лингвистический анализ художе- ственных произведений («Альберт» (1857–58), «Анна Каренина» (1873–77)) дает возможность углубить и корректировать представление о взглядах Толстого на красоту, поэзию и другие эстетические категории. Лингвистический подход к ли- тературоведческим (в традиционном понимании) вопросам позволяет увидеть им- плицитно представленные в текстах черты Толстовского идеала творчества в тот или иной период. Важно здесь и то, что большинство трактатов написано Толстым позднее произведений о художнике и искусстве, поэтому распространенные пред- ставления о толстовской эстетике, полученные с опорой на его поздние высказы- вания, не всегда соответствуют идеям и пафосу его художественных работ. В 1857–58 г. Толстой создает повесть о талантливом, но спившемся немец- ком скрипаче Альберте. Альберт уязвим в социальном, в душевном, даже в ду- ховном смысле. Ведь, несмотря на несомненную связь с высшим, он с трудом отличает добро от зла, очень внушаем. Исследователь E. Стайнер замечает по поводу «Альберта»: «Это был первый намек на толстовские обвинения в адрес искусства, которое зачастую выступает и создателем, и разрушителем человека» [Steiner, 1908, 100] (пер. мой – Е.Ф.). Таким образом, Стайнер, говоря об «Аль- берте», в перспективе имеет в виду «Крейцерову сонату» и трактаты. Основной идеей в защиту немецкого музыканта была следующая: неважно, какой это человек, важно, что он великий музыкант, потому что «он исполнил все то, что было вложено в него» [Толстой, т.30, 1937–57, 49]. Художник представля- ется при этом проводником, пассивным орудием творчества, нисходящего свыше. Еще Платон высказал мысль, что художник творит в момент помешатель- ства, одержимости («Филеб», «Федон», «Софист», «Государство»). Постепенно «окказионалистические» [Грузенберг, 1923], или мистические концепции твор- чества стали расхожими. Такие широко распространенные метафоры, как чудо, сумасшествие, гипноз или сомнамбулизм, божественное откровение, эротиче- ское переживание, демонизм призваны нести шлейф культурных ассоциаций
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=