Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

94 «Практически каждый герой гончаровского романа так или иначе вовлечен в процесс самопознания, изучения себя в той или иной степени. Только кто-то, как Борис Райский, осознанно ищет свой жизненный и творческий путь, и, как следствие, в его жизни есть и падения, и взлеты, так как процесс самопознания и предполагает включенность «проб и ошибок». Другие, на первый взгляд, уже нашли в своем мировидении те законы и взгляды, которые, как им кажется, несут трансформацию в старую жизнь (но всегда ли они полезны? – рассуждает автор) как Марк Волохов. А третьи видят будущее не в косности старого, а берут там то, что является самым дорогим – ценности семьи, любви, гармоничности отно- шений, взаимоуважение и так далее, как Викентьев или Тушин. Последний, внешне невозмутимый, с огнем в сердце – открыто не проявленным, но не будь этой жизненной энергии в нем, мудрая бабушка никогда бы не прочила Веру под опеку этого мужчины» [Ушакова, 2019, 211–212]. Эти же процессы прослеживаются и у героев Л. Н. Толстого. Сама форма воспоминания-дневника главной героини говорит сама за себя: она сопоставляет события, слова, соотносит услышанное раннее с увиденным в настоящем и де- лает заключения. Ее выводы наполнены для нее открытиями. Поступки показы- вают ее целеустремленность. Она тянется в трудные моменты (в начале романа до замужества) к слову божьему, мы видим ее за молитвой и у причастия. Выбор героев Толстого и Гончарова подсознателен, но они берут на себя ответственность за него (правильный он или нет по мнению других – но это их выбор – лишь один раз укоряет Маша мужа, что он ее не остановил в Петербурге, но это тоже этап ее самопознание, этап роста в их последнем диалоге в финале романа)), а затем извлекают из него опыт и мудрость человеческой жизни. В этом их личностный рост. Еще две фигуры сопоставимы в этих романах. Это Тушин (будущий жених Веры как мы видим ближе к финалу, расположенный к ней духовно) и Сергей Михайлыч. Путь их саморазвития до встречи с героинями не показан, но чита- тель четко может определить их характер, сильные и слабые стороны. О Тушине Гончаров пишет: «Это бессознательный новый человек, как его выкроила сама жизнь. Он прост, потому что создан таким, он работает, потому что иначе жизни не понимает, как не понимает и того, как можно, узнав Веру, не любить ее. Он мудро, то есть просто, здравым смыслом, решает вопросы и своей и чу- жой жизни, … и идет по своему пути твердым, сознательным шагом. Он весь сложился из природных своих здоровых элементов и из обстоятельств своей жизни и своего дела, то есть долга и труда. Он простой, честный, нормальный человек, понимает и любит свое дело, к которому поставила его жизнь. При- рода дала ему талант быть человеком – и ему оставалось не портить этого, оставаться на своем месте» [Гончаров, 1955]. А Райский видит в нем «красоту природной простоты» . Вот оно соединение сердечности и мудрости! Так же и в Сергее Михайлыче сразу при его первом появлении чувствуется теплота, сердечность, атмосфера в доме, где произошло несчастье наполняется любовью и светом. Таким образом, и Лев Николаевич Толстой, и Иван Александрович Гонча- ров поднимали, наверно, главную проблему в самопонимании человека, вслед за

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=