Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
93 оставлял тебя выживать его и чувствовал, что не имел права стеснять тебя, хотя для меня уже давно прошло время. … ты и хотела бы, но не могла бы поверить мне; ты сама должна была узнать, и узнала» [Толстой]. В этом фрагменте герой демонстрирует мудрость и любовь супруга, находящегося всегда рядом. Немаловажную роль в обозначенной проблеме играет образ матери Сергея Михайлыча, Татьяны Семеновны, не так часто появляющейся на страницах ро- мана, но являющийся представителем поколения, хранящего традиции рода, жи- вущего по устоям и стремящегося передать их детям: лад, взаимоуважение, тру- долюбие, забота друг о друге и др.. Это традиции и семьи, в которую попадает Мария, став супругой Сергея Михайлыча. Именно через вовлечение в жизнь друг друга показаны герои в начале своей совместной жизни – те два месяца, которые они проводят в доме в Никольском, полны счастья именно поэтому, супруги жи- вут друг другом и друг для друга, но при этом не жертвуют собою. Хотя Л. Н. Толстой нигде нарочито не подчеркивает ни эпоху, ни национальности, но менталитет проявляется, как в гончаровском романе «Обрыв» через проявление чувств и поведение героев, через их отношение к другим, друг к другу. В основных типологических чертах просвечиваются «базовые» ценности, составляющие для Гончарова и Л. Толстого «русское самосознание». Это духов- ность, выражающаяся в поисках смысла жизни; душевность, суть которой – эмо- ции и чувства. А также «общительность, нежность, привязанность к близким и друзьям, чуткость к душевному состоянию других людей, сострадание… угне- тенным и даже преступникам» [Андронова, 1998, 66]. Достаточно вспомнить поступок Марьи по отношению к семье крестьян и отношение Татьяны Береж- ковой Веры в самом начале их знакомства с Марком. И вот оно, «то самое рус- ское гостеприимство как высшее проявление всего сказанного о душевности. Добавим к ценностям трудолюбие, всемирную отзывчивость, самоотвержен- ное служение другим, стремление к всечеловеческому единению, разносторон- нюю одаренность и талантливость» (подробно об это в [Андронова])» [Уша- кова, 2019, 210]. И. А. Гончаров «писал с русской старой хорошей женщины или с русских старых женщин старого доброго времени – коллективно» [Гончаров, 1955]. И поэтому в самом финале романа мы читаем: «За ним (Райским)… все стояли и горячо звали к себе его три фигуры: его Вера, его Марфенька и бабушка, а за ними стояла и сильнее их влекла к себе еще другая исполинская фигура, другая великая бабушка – Россия!» [Гончаров, 1980, 702]. Как я уже отмечала в своей другой статье: «Это воплощение русского женского начала, того, что можно обо- значить словом «Берегиня» в его древнем и новом значениях, включающее про- явление всеохватного желания сохранения жизни, очага, семьи и рода – того, что исконно было на Руси женской привилегией и обязанностью не по долгу, а по духу. Как в условиях изменяющегося мира, его реконструкции трансформиру- ется это, возможные пути к этим переменам несут Марфенька и Вера» [Ушакова, 2019, 211]. Это можно сказать и о Татьяне Семеновне, и о Кате, гувернантке Ма- рии и Сони, и о самой Марии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=