Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
92 пары были свои. Можно ли здесь говорить о типичности самой ситуации для со- временности Толстого? Или же жизненный сценарий Толстого был таковым? – возможно, но этот вопрос уже к другому исследованию), хотя история написания романа, как фиксируют комментарии к роману, связана с именем другой де- вушки - Валерии Владимировны Арсеньевой [Толстой, Комментарии]. Это ро- ман о разных стадиях любви между супругами. И именно в рассказе от первого лица (героини Машеньки) об этих взаимоотношениях писатель показывает пер- вые свои размышления о семье, любви, сложностях семейного счастья, о гармо- нии и о том, каким образом происходит личностный рост человека, как происхо- дит самопознание и саморазвитие его героев в их тесном взаимодействии. Героиня, она же и повествователь в романе, рассказывает о том, как чувство влюбленности 17-летней девушки переходит сначала к любви-дружбе к супругу, а затем в зрелую любовь матери к своему ребенку и его отцу. Это взгляд с одной стороны, с женской. Здесь и боль, и очарование, и восторг с восхищением, и пе- чаль с грустью – весь спектр чувств и эмоций, характерный для юношеского пе- риода. А то, что герои в романе (вслед друг за другом в промежуток в годы) называют старостью и словом изжил , и есть та самая зрелость, мудрость, опыт, которые невозможно просто перенять со слов другого человека, это можно только приобрести на собственном опыте. Ибо, если вспомнить момент из вос- поминаний Маши о ее ощущениях от слов матери, которая говорила, что желала бы дочери такого мужа как Сергей Михайлыч, то этот момент лишь подтвер- ждает выше сказанное. Взгляд с другой стороны, со стороны мужской – Сергея Михайлыча, в ка- кой-то степени, прошедшего эти стадии до встречи с Машей, вначале пытается объяснить многие моменты в их отношениях, но остается непонятым до конца (и лишь спустя годы героиня начинает понимать (получив свой опыт и пере- осмыслив происходившее с нею) то, о чем говорил он ей ранее). Выбор героя – пережить вместе с любимой с новой силой все стадии развития их отношений для того, чтобы они могли стать на одной ступени развития чувств, гармоничном взаимодополнении, том самом семейном тихом счастье, которое они обретаю в финале романа: «С этого дня кончился мой роман с мужем; старое чувство стало дорогим, невозвратимым воспоминанием, а новое чувство любви к детям и к отцу моих детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счаст- ливой жизни, которую я еще не прожила в настоящую минуту...» [Толстой]. В плане авторской позиции в отношении семьи, счастья, любви показа- тельны и длинные реплики Сергея Михайлыча: «…в этом виновато время и мы сами. В каждой поре есть своя любовь…. Как в тот год, когда я только узнал тебя, я ночи проводил без сна, думая о тебе, и делал сам свою любовь, и любовь эта росла и росла в моем сердце, так точно и в Петербурге и за границей я не спал ужасные ночи и разламывал, разрушал эту любовь, которая мучила меня. Я не разрушил ее, а разрушил только то, что мучило меня, успокоился и все-таки люблю, но другою любовью» [Толстой]. И далее: «– Да…. Всем нам, а особенно вам, женщинам, надо прожить самим весь вздор жизни, для того чтобы вер- нуться к самой жизни; а другому верить нельзя. Ты еще далеко не прожила то- гда этот прелестный и милый вздор, на который я любовался в тебе; и я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=