Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
79 в начале 1868 года писатель составил те подробные планы и списки действую- щих лиц повести, которые сохранились в его парижском архиве» [Тургенев, 1981, 443]. В письме М. Н. Каткову от 12 февраля Тургенев сообщает: «К весне у меня будет готова довольно большая повесть» [Тургенев, 1990, 125]. Однако «работа над повестью в значительной степени протекала летом 1868 года» [Тур- генев, 1981, 443], и закончено новое произведение было только в ноябре. Повесть нельзя назвать исторической, но действие в ней, как и в «Войне и мире», отодвинуто в прошлое, хотя и не столь отдаленное: более чем на трид- цать лет назад, к 1835 году. Иван Матвеич, отец Сусанны, напоминает екатери- нинского вельможу, старого графа Безухова в «Войне и мире», а Семен Матвеич – князя Василия Курагина (интересна общая портретная деталь: «светлое выраже- ние плоского лица» у Василия Курагина и «светлый взор» [Тургенев, 1981, 105] Семена Матвеича). В повести есть сюжетная ситуация – неудавшийся побег ге- роини, Сусанны, с возлюбленным – сопоставимая с историей неудавшегося по- бега Наташи с Анатолем в «Войне и мире». Перед самым побегом Сусанна по- падает в руки старого Колтовского, так как ненавидящий ее отчим перехватил письмо Мишеля. Сусанну запирают, Мишель вынужден уехать. Здесь вся ситуа- ция инверсирована по сравнению с эпизодом в «Войне и мире». Авторское со- чувствие в «Несчастной» на стороне беглецов, в «Войне и мире» – на стороне помешавших побегу, т.е. на стороне Сони и Марьи Дмитриевны, которая запи- рает Наташу. (Соня догадалась о планах Наташи, когда заметила тайную пере- писку). У Тургенева Ратч, выследивший Сусанну, – губитель девушки, у Тол- стого Соня, следившая за Наташей, выступает ее спасительницей. Наташина ре- шимость тайно бежать с Анатолем – роковая ошибка, принесшая много горя, то- гда как безоглядная преданность Сусанны и Мишеля друг другу показана в по- вести Тургенева как единственная отрада в трагической судьбе. Возможно, что, увидев особое, «узловое» значение в истории увлечения Наташи Анатолем, Тургенев предлагает в «Несчастной» свою, полемическую трактовку такого же любовного сюжета с задуманным, хотя и несостоявшимся побегом. По мысли Тургенева, героиня может бросить вызов патриархальным семейным ценностям, даже совершить побег с возлюбленным, но это должна быть настоящая возвышенная героиня (в духе Ревекки Вальтера Скотта из ро- мана «Айвенго», который составляет реминисцентный фон «Несчастной»), геро- иня в духе Жорж Санд, а не толстовская недалекая Наташа Ростова. Таким обра- зом, почти все мотивы (тайный сговор, перехваченное письмо, слежка за герои- ней, решительные действия антагонистов, засада с целью помешать беглецам, заточение героини, ее помышления о самоубийстве, изгнание ее возлюбленного, сплетни о Наташе, клевета, преследующая Сусанну) в «Войне и мире» и «Несчастной» совпадают, но в повести Тургенева эти мотивы представлены с противоположным знаком. И в дальнейшем обида на отсутствие тургеневской девушки в толстовском романе вызывала у Тургенева, познакомившегося с «Войной и миром» в полном объеме, горестное недоумение, которым он в письме от 15 марта 1870 года де- лился с И. П. Борисовым: «Мне неприятно было видеть отражение системы даже в образах, рисуемых Толстым. Отчего это у него непременно все хорошие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=