Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
78 В толстоведении немало и других подобных сопоставлений, но при всей их спра- ведливости нельзя не заметить досадный «наташецентризм» как в тургеневских оценках, так и в подавляющем большинстве последующих читательских, лите- ратурно-критических и исследовательских отзывов. Для исследователя, во вся- ком случае, недопустимо строить представление о гендерных воззрениях автора «Войны и мира» лишь на основе образа «самки» Наташи, не замечая образа княжны Марьи. «Поэзии» – вот чего ждет Тургенев от женских образов романа (судя по письму Тургенева к А. А. Трубецкой). В письме П. В. Анненкову от 4 февраля 1868 г. Тургенев сообщает, что получил роман Толстого и «дочитывает», 14 фев- раля направляет тому же адресату подробный отзыв (речь идет о первых трех томах шеститомного издания). Конец третьего тома разочаровал Тургенева по- тому, что поэзии в увлечении Наташи Анатолем, действительно, не много. С точки зрения Тургенева, героиня романа должна быть нравственно безупречна (Наталья Ласунская, Лиза Калитина, Елена Стахова); порвать с семьей, решиться на побег она могла бы лишь ради высокого идеала самоотвержения и только с достойным возлюбленным, чьи идеи она разделяет. Наташа Ростова и Анатоль Курагин слишком не похожи на Елену и Инсарова, и разочарованный Тургенев изливает свою досаду в письме Анненкову от 13 апреля 1868: «Наташа, однако, выходит что-то слабо и сбивается на столь любимый Толстым тип (excusez du mot) <- - ->» [Тургенев, 1990, 185]. «Любимый тип» – это «барышни», показанные в первых главах романа «Ты- сяча восемьсот пятый год». Их Тургенев охарактеризовал (справедливо !) в про- цитированном выше письме И. П. Борисову. И в первых томах «Войны и мира» Тургенев видит те же образы, тот же «тип», за исключением княжны Марьи, ко- торую Тургенев упорно не замечает. По-видимому, ему мешает заметить эту ге- роиню системное представление о центральной героине романа – она должна быть только одна и должна быть в центре любовного сюжета. Но в центре лю- бовного сюжета Наташа, так оскандалившаяся со своим побегом (пусть и не со- стоявшимся). В увлечении Наташи Анатолем для Тургенева состоит кульмина- ция романа (как позже и для исследователей, соотносящих приключение Наташи с тем, что Толстой считал «узлом»). Часто можно встретить объяснение, что для Толстого история Наташи с Ку- рагиным есть «узел» именно романа (а не эпопеи), но этот взгляд не очень убе- дителен. В письмах этого периода к П. И. Бартеневу и другим адресатам Толстой, говоря о «романе», имеет в виду все свое произведение. И «конец третьего тома», повторяем, есть не только рассказ о Наташе и ее увлечении. Тургенев же, принимающий «наташецентризм» за выражение идеи самого автора «Войны и мира» и огорченный сближением главной героини с «барыш- нями-кривляками», создает свою новую героиню, близкую по типу «тургенев- ским девушкам» романов. Мы не имеем в виду, что прочтение первых томов «Войны и мира» стало импульсом для создания повести Тургенева «Несчаст- ная». Но «дочитывание» «Войны и мира» шло параллельно с работой над пове- стью. На обложке рукописи повести имеется помета: «Начат весною 1868-го года» [Тургенев, 1981, 443]. Согласно комментарию Л. М. Лотман, «видимо, уже
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=