Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

72 Рассматривая текст произведения, следует, во-первых, обратить внимание на пейзажные зарисовки. На протяжении всего рассказа Толстым несколько раз дается развернутое описание метели, а точнее, каждой ее стадии – от первых ве- черних « струек холодного ветра », принесших с собой снежные вихри, до « при- ятной легкости и прохлады » зимнего рассвета. Однако почему ощущение про- бирающего до костей мороза остается с читателем постоянно, а не возникает лишь в моменты детального описания бури? Объяснить это можно тем, что весь рассказ словно «пронизан» другими, казалось бы, менее значимыми описаниями разыгравшейся непогоды. Это слова, словосочетания, фразы, которые можно объединить стержневым словом метель . Такие «незначительные описания» ста- новятся плавными переходами от одной стадии метели к другой, то есть от од- ного развернутого описания к другому, создавая эффект градации. Искусно впле- тенные Толстым в общее повествование эти описания, с одной стороны, не от- влекают от разворачивающихся событий, а с другой – создают тот самый «мо- розный» эффект. «Сквозные слова» (ключевые), прошивающие весь рассказ, «накапливают... усиливают один смысл, важный, концептуальный для произве- дения» (очень часто именно «сквозные слова» определяют название произведе- ния, и рассказ «Метель» подтверждает этот факт) [Климовская, 2019, 118]. По- вторяющиеся лексемы в рассказе встречаются как в рамках одного или соседних предложений, так и рассеяно, по всему тексту. Например, « со всех сторон видны были белые косые линии падающего снега; фигуры передовых троек виднелись яснее, и когда я посмотрел вверх, мне показалось в первую минуту, что тучи разошлись и что только падающий снег застилает небо. В то время как я вздремнул, взошла луна и бросала сквозь неплотные тучи и падающий снег свой холодный и яркий свет » [Толстой, 2014, 171]. Лексема «снег» трижды встреча- ется в рамках двух рядом стоящих предложений. На полный же объем произве- дения (37 страниц) слова с корнями снег-/ снеж- повторяются 80 раз. Говоря о повторах других элементов с доминантой «метель», следует отметить, что само слово « метель » встречается в рассказе 10 раз; слова с корнем ветер-/ ветр- – 31 раз; слова с корнем холод- – 12 раз; слова с корнем мороз- – 11 раз. Таким обра- зом, ключевые слова, с одной стороны, определяют «важный смысл» произведе- ния; с другой стороны, встречаясь с определенной частотой в тексте, воздей- ствуют на читателя, словно обволакивая его снежной пеленой вместе с блужда- ющими путниками. Как было сказано ранее, для Толстого подробности являются характерной чертой его литературного творчества. Детальность касается не только изображе- ния пейзажных зарисовок, описания окружающей обстановки, но и передачи ис- пытываемых персонажами чувств, которые выявлялись Толстым после глубо- кого познания и анализа (кроме того, чувства главного героя рассказа Толстому довелось испытать самому, что позволило сделать литературную интерпретацию психических процессов максимально точной). В рамках рассказа «Метель» мы рассмотрим смену настроений главного ге- роя, которые, в свою очередь, проецируются на настроение читателя. Начнем с «изображения» писателем волнения и даже некого страха барина, связанного с вероятностью заблудиться в морозную ночь. Для этого следует обратиться

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=