Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
71 А. В. Орехова Тула, Россия ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА Л. Н. ТОЛСТОГО «МЕТЕЛЬ» Аннотация . В статье выявляются художественные особенности рассказа Л. Н. Тол- стого «Метель», существенно влияющие на восприятие текста читателем. Ключевые слова: художественный текст, лингвопоэтика, рассказ, сквозные слова, воз- действие. Жизнь Льва Николаевича Толстого представляет собой долгий и сложный путь к истине, на который писатель встал, будучи ещё ребенком, и шёл по нему вплоть до своей смерти. Судьба Толстого, словно собранная из тысячи кусочков мозаика, складывалась из множества событий, происходивших с писателем, ме- нявших его и помогавших ему двигаться вперед, продолжая искать и находить ответы на разные вопросы, касавшиеся его лично и мира в целом. Многие такие события, имевшие место в жизни Льва Толстого, не раз «вплетались» писателем в сюжеты его книг. Некоторые реальные эпизоды стали основой для написания произведений малой толстовской прозы, среди которых можно выделить рассказ «Метель», созданный в 1856 году. Задумка «Метели» возникла после реального случая, когда экипаж Толстого сбился с пути на ночной дороге во время возвра- щения домой с Кавказа в Ясную Поляну. Об этом свидетельствует запись в его дневнике от 27 января 1854 года: « 24...плутал целую ночь. И мне пришла мысль написать рассказ «Метель»... » [Эйхенбаум, 2009, 271]. Как было отмечено био- графом писателя, Н. Н. Гусевым, Толстому позже было приятно вспомнить те ощущения, которые остались у него после длинного ночного путешествия [Гу- сев, 1957, 26]. «Метель» – история, повествующая о путниках, оказавшихся в степи в снеж- ный буран. На протяжении всего рассказа Толстой словно «погружает» читателя в атмосферу зимнего ненастья. Гусев говорит об этом следующим образом: «... читатель сам переживает все то, что переживал застигнутый бураном путник. ..» [Гусев, 1957, 26]. Такой эффект создается в результате введения Тол- стым в текст художественного произведения большого количества деталей: пи- сателю было свойственно рассматривать словно через микроскоп любые собы- тия, любые душевные колебания, обнаруживая в них самые крошечные, недо- ступные многим переходы, изменения и мельчайшие подробности, в результате воссоздающие картину происходящего во всей её полноте. Известно, что писа- теля не раз критиковали за порой «обостренное восприятие деталей» [Эйхен- баум, 2009, 272]. Однако сам Толстой видел необходимость во введении в по- вествование подробностей, которые составляют неотъемлемую часть его писа- тельского таланта. В «Метели» и тесная связь рассказа с событием из жизни, и детальное изображение стадий разыгравшейся непогоды, и мастерски перене- сенные из реальности личные чувства и переживания писателя в момент бушу- ющего ненастья – все это словно вовлекает читателя в сюжет, делая его не наблюдателем, а участником происходящих событий.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=