Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

69 Обычно его использовали для украшения свадебных нарядов, праздничных перед- ников. Здесь оно символизирует замужество Анны, ее крепкую связанность узами брака с Карениным. Героиня все больше запутывается в жизни. Четвертый – отвращение Каренина к изображенным на портрете Анны ру- кам, украшениям и кружеву, после признания об измене: «Невыносимо нагло и вызывающе подействовал на Алексея Александровича вид отлично сделанного художником черного кружева на голове...» [Толстой, 2014, 285]. Пятый – поход Анны, которая уже была опозорена, в театр, где она «…была одета в светлое шелковое с бархатом платье, которое она сшила в Париже, с от- крытою грудью, и с белым дорогим кружевом на голове, обрамлявшим ее лицо и особенно выгодно выставлявшим ее яркую красоту». [Толстой, 2014, 538] Бар- хат вновь придает героине благородный вид, подчеркивая ее наигранное спокой- ствие, однако в сочетании со светлым оттенком говорит о ее уязвимости. Именно в такую ситуацию попадает Каренина. Она собирает все свое достоинство и вы- ходит перед людьми. Анна небезупречна, открыта, ранима. Женщина одна в об- ществе, осуждающем ее выбор. Последний момент – дорога к смерти: ««Две горничные, ходившие по плат- форме, загнули назад головы, глядя на нее, что-то соображая вслух о ее туалете: "Настоящие», – сказали они о кружеве, которое было на ней"» [Толстой, 2014, 752]. Дальше Каренина вспомнит несчастного, раздавленного поездом и решит свою судьбу. Все произведение люди видели Анну, а не её наряды, но под конец замечают уже ее одежду, но не саму героиню, которой нет больше в рамке из вещей, ведь она уже нашла свой путь. Слово «кружево» происходит от глагола «кружить». Обратимся к его значению: 1) Заставлять двигаться по кругу, сообщать чему-л. кругообразное движение; вращать, вертеть. 2) а) Двигаться кругообразно, по кругу. б) Придавать вихреобразное движение, крутить (о ветре, воде и т. п.). 3) Делать, описывать круги на лету; кружиться. 4) а) Двигаться, постоянно меняя направление движения. б) Делать многочисленные повороты, изгибы (о дороге, следе и т. п.). 5) Блуждать, плутать в поисках дороги. 6) То же, что: кружиться. Это и происходит с героиней: Анна кружится в той паутине, которую сама и создала, она плутает в поисках верного выхода и находит его в смерти. Вещественная деталь становится проводником для читателя в жизненном пути героини. Л. Н. Толстой, рисуя образ Анны Карениной, дает подсказки в развитии фабулы, использует вещь как прием психологической характеристики женщины, показывая, насколько она запуталась. Таким образом, в произведении Л. Н. Толстой использует детали гардероба, чтобы не только создать внешний облик героя, но и затем, чтобы раскрыть его душу, показать трансформации характера. Автор напол- няет произведение множеством оттенков, деталей, важных для понимания общего замысла. Одежда является отражением индивидуальности людей, несёт в себе сиг- налы, поскольку является личным выбором, связанным с внутренним настроением.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=