Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
68 окружающих. Потому её платье, словно рама, обрамляющая бесценное полотно, на которое можно смотреть, но невозможно разгадать секрет его создания. В этом образе есть одна особенная деталь: анютины глазки. Это простые цветы. В христианстве их считают символом Святой троицы, а на Руси бытовала легенда, которая очень схожа с сюжетом романа. Добрая и чистая душой де- вушка Анна полюбила приезжего парня, который обещал вернуться за ней, но обещания не сдержал. Она долго ждала возлюбленного, но когда поняла, что он не вернется, умерла. На том самом месте выросли эти цветы. Каренина считает, что Вронский остыл к ней и готов последовать уверениям матери и прервать связь с падшей женщиной. Она ревнует героя, постоянно пытается найти в себе и окружающем мире что-то, однако этого не находит. События приводят Анну смерти. Только это произойдет намного позже бала, а автор в самом начале про- изведения открывает читателю часть истории. Л. Н. Толстой сообщает еще одну интересную деталь в отношении внешнего вида Анны: «Пред отъездом в Москву она, вообще мастерица одеваться не очень дорого, отдала модистке для переделки три платья. Платье нужно было так пере- делать, чтоб их нельзя было узнать и они должны были быть готовы уже три дня тому назад. Оказалось, что два платья были совсем не готовы, а одно переделано не так, как того хотела Анна» [Толстой, 2014, 112–113]. Выше уже говорили о том, что Каренина, которая по статусу должна всегда выглядеть роскошно, ко- торой это делать позволяли финансы мужа, была довольно лаконична в выборе нарядов. Для нее естественно было важно, как она выглядит, только вещи нико- гда не заменяли ее. Героиня хотела выглядеть хорошо и для Вронского: «…она занялась больше,.. своим туалетом, как будто он мог, разлюбив ее, опять полю- бить за то, что на ней будет то платье и та прическа, которые больше шли к ней». [Толстой, 2014, 534] Она была прекрасна даже в простом батистовом платье, что отмечает Долли, однако такая простота стоит дорого. Лаконичность нарядов ста- новятся для женщины не символом ее безразличия к вещам, а символом умения выглядеть завораживающе, лишь подчеркивая свою красоту, даже самым про- стым платьем. В гардеробе Анны Карениной есть такой элемент как кружево. В описывае- мое время кружево делалось вручную кружевницами и стоило довольно дорого. Оно становится красной нитью, которая проходит через ключевые моменты в жизни героини. Первый – момент бала, где на черном платье, на поясе с анютиными глаз- ками выделялось белое кружево. Второй – признание Вронского в любви: «– Вы ничего не сказали; положим, я ничего и не требую, – говорил он, – но вы знаете, что не дружба мне нужна… да, любовь… – Любовь… – повторила она медленно, внутренним голосом, и вдруг, в то же время, как она отцепила кружево» [Толстой, 2014, 142–143]. Третий – сообщение Анны о беременности Вронскому: «Одетая в белое с ши- роким шитьем платье, она сидела в углу террасы за цветами и не слыхала его» [Тол- стой, 2014, 187].Белый цвет наряда говорит о светлой стороне момента. Широкое шитье – это особый вид отделки платья, который считают «братом» кружева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=