Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры
67 цветной толпы дам» [Толстой, 2014, 80]; «дамы в цветах с поднятыми шлей- фами» [Толстой, 2014, 446]. Анна же выделяется среди них. Первое упоминание о её наряде лаконично: «Она сняла платок, шляпу и, зацепив ею за прядь своих черных, везде вьющихся волос, мотая головой, отцепляла волоса» [Толстой, 2014, 70]. Дальнейшие наряды героини так же не отличаются пестротой, хотя в современном восприя- тии, особенно в киноиндустрии, Анна предстаёт роковой красоткой, светской львицей в ярких платьях. Каренину постоянно сопровождают черный и белый цвета с оттенками. Например, в черном платье её впервые видит Кити на балу: «…она нашла гла- зами Стиву и потом увидала прелестную фигуру и голову Анны в черном бар- хатном платье» [Толстой, 2014, 81]. Бархатная ткань символизирует благород- ство, достаток, царственность. Интерес вызывает выбор черного цвета для харак- теристики героини. Это один из самых противоречивых оттенков, так белый ни- когда не несет в себе отрицательной характеристики, его сопоставляют с миром, жертвенностью, смирением. Черный цвет двулик: это цвет смерти, траура, стра- дания, магии, мрака, но это и цвет благородства, достоинства, мудрости, силы. Стоит отметить, что часто Деву Марию изображают в черных или иссиня-черных одеяниях. В христианской традиции его относят к хаосу, дьяволу, аду, а также к греху и его искуплению, потому черный считают траурным цветом. Он обозна- чает бездну, которая поглотила свет и оставила неизвестность. Цвет будто заса- сывает, привлекать внимание человека, приковывая взгляд. Таким образом, в контексте эпизода можно дать несколько трактовок наряда героини. Первое – это предостережение, подсказка о наступающем тяжелом и печальном будущем Анны. Второе – загадочность и мистичность образа геро- ини, душа которой – потемки для героев, читателя и самого автора. Каренина является сложной головоломкой, которую сама женщина не может разгадать. В этом случае черный цвет будет символизировать хаос ее внутренних проблем и переживаний. Об этом появлении Л. Н. Толстой также пишет: «Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, а в черном... Все платье было обшито венеци- анским гипюром. На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами… На точеной крепкой шее была нитка жемчугу… Анна не могла быть в лиловом… черное платье с пышными кружевами не было видно на ней; это была только рамка, и была видна только она, простая, естественная, изящная и вместе веселая и оживленная» [Толстой, 2014, 82]. Почему же Каре- нина не может быть в лиловом, в котором ее видит Кити? Этот цвет символизи- рует лучшие женские и человеческие качества: истинность, покаяние, скром- ность, мудрость, – качества, которые присущи верной жене и покорной хозяйке дома, а Анна не такая. Она не может жить в рамках общества, не представляет себя без возлюбленного и окончательно разрушает свою семью. Символическое значение жемчуга неоднозначно, ведь он говорит о невинности, чистоте, симво- лизирует душу, Афродиту или луну. Героиня кажется неприступной и далекой, как луна, она приковывает своей красотой, как Афродита, она недосягаема для
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=