Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

66 А. А. Онищенко Ростов-на-Дону, Россия ФУНКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В СОЗДАНИИ ОБРАЗА АННЫ КАРЕНИНОЙ Аннотация. В данной статье рассматривается функционирование художественной де- тали в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Преимущественное внимание в статье уделя- ется раскрытию роли вещественных деталей, связанных с образом Анны Карениной. Деталь позволяет выделить дополнительные смысловые и эмоциональные нагрузки, влияющие на понимание текста, точнее охарактеризовать героиню. Важными аспектами анализа являются детали гардероба, цветовые решения, выбор материала, а также историко-культурная со- ставляющая костюма. Ключевые слова: художественная деталь, психологизм, знак, символ, образ, веще- ственная деталь, поэтика, Лев Николаевич Толстой. Художественная деталь может занимать небольшое пространство в тексте, но тем не менее играть важную роль в создании внешнего и психологического образа персонажа. Она помогает автору отразить индивидуальность героя, внести допол- нительные оттенки, которые могут восприниматься читателем неосознанно. Многое о человеке говорит одежда, которую он носит, которую выбирает для себя из огромного ассортимента. В древние времена вещь была символом тепла, защищенности, комфорта, однако в определенный момент людей стала интересовать не только практичность, но и эстетическая составляющая. Чело- веку важно как он выглядит, потому, что внешний вид помогает выразить инди- видуальность и отразить мнение о мире. Современная психология до сих пор не может до конца дать подробное объ- яснение поведению человека, хотя известна взаимосвязь между тем как люди представляют себя миру и тем, кем они хотят быть, или кем являются на самом деле. Окружающие также воспринимают облик в качестве системы знаков, обра- щенной к миру, что помогает выстраивать отношения на невербальном уровне. Л. Н. Толстой уделяет много внимания женским образам в романе «Анна Каренина», и главной героине, в частности. В сравнении с другими она выглядит иначе. Для начала вспомним, что это вторая половина XIX века, а Анна является женой министерского чиновника. Женщина часто выезжает в свет, потому в ее гардеробе должны присутствовать наряды, которые будут уместны не только с точки зрения этикета, но и с точки зрения современной тому времени моды. Вещи также подчеркивали статус личности в обществе, потому девушки того времени уделяли пристальное внимание своим нарядам. В романе Л. Н. Толстой транслирует эту мысль через образы Бетси Тверской, Лидии Ивановны, Сафо Штольц, Китти и всего женского общества. Они одеты по последней моде, у них платья разных расцветок, шляпки, зонтики, перчатки и многое другое. Например, «Бетси, одетая по крайней последней моде, в шляпе, где-то парившей над ее го- ловой, как колпачок над лампой, и в сизом платье с косыми резкими полосами на лифе с одной стороны и на юбке» [Толстой, 2014, 421–422]. Кити Щербацкая в своих «в розовых башмаках» [Толстой, 2014, 81]. Автор также уделяет внима- ние обобщенному описанию дамского общества: «тюлево-ленто-кружевно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=