Духовное наследие Л. Н. Толстого в контексте мировой литературы и культуры

61 А. Молнар Дебрецен, Венгрия «ТУРГЕНЕВСКИЙ» РОМАН Л. Н.ТОЛСТОГО «СЕМЕЙНОЕ СЧАСТИЕ» Аннотация. В статье кратко рассматриваются аспекты метафорической и фонической презентации так называемых пейзажных зарисовок, а также налаживания отношений между глав- ным героем и главной героиней в романе «Семейное счастие», являющемся самым близким к «тургеневским» романам произведением Л. Н. Толстого. Эти вопросы являются предметом осо- бого изучения в связи с «Дворянским гнездом» в нашем другом научном сообщении. В ходе ана- лиза первой части романа Толстого обнаруживаются и некоторые типологические параллели с «Обломовым». Ключевые слова: Л. Н.Толстой, «Семейное счастие», природные мотивы, звуковые по- вторы, тургеневский стиль. Знаменательно, что и «Дворянское гнездо» И.С.Тургенева, и «Семейное счастие» Л. Н. Толстого вышли в свет в 1859-ом году. Следовательно, совпаде- ния, бросающиеся в глаза с первого чтения, могут быть лишь случайным, однако, по всем поэтическим аспектам как раз это произведение Толстого стало самым «тургеневским». Это относится не только тематического плана (женский образ и вопрос счастья), а также, репрезентации природы и человеческих чувств мета- форическим языком, музыкальных мотивов и фонического уровня текста. Легко усматриваются такие общие моменты между романами, как описание сада с тре- лью соловьев, или же детализация отношений героев, изменяющихся парал- лельно погодным условиям. Об образе сада у писателей см. в частности [Илю- точкина 2011; Нагина 2011; Молнар 2017]. Метафоризация у Толстого прово- дится в связи с разными образами природы, что наряду со звуковыми повторами и сюжетными событиями, явно перекликается как с романом Тургенева, так и с «Обломовым» И. А. Гончарова (также 1859 год). Фигура главной героини (и нарратора) «Семейного счастия» Толстого од- новременно воплощает словно Лизу Калитину (на природе и при исполнении му- зыки) и Варвару Лаврецкую (в свете и заграницей), и посредством ее разверты- вается проблематика счастья. В начале сюжета зима, в репрезентации которой Толстой следует поэтической традиции: это время – смерти, здесь физически – матери и символически – ее тоскующей дочери. Описания погоды и комнаты со- ответствуют состоянии героини взаперти: «Погода была холодная, ветреная, …; окна почти всегда были замерзлы и тусклы, … печаль и ужас смерти стояли в воздухе» [Толстой 1979, 72]. Отметим, что контраст зимы и весны определяет подобные эпизоды и в «Дворянском гнезде». К примеру, в этом обнаруживается и сходство с возвращением Лаврецкого в свой старый дом и его последующим возрождением. Параллельно тому, как развиваются мысли и чувства героини в сюжете, вы- страивается ряд природных и цветочных метафор в тексте романа Толстого. Умершие отец и мать могли бы желать своей дочери Марье Александровне такого мужа, как ее опекун Сергей Михайлыч. Однако юная девушка сначала мечтала о книжной, романтической фигуре: «Герой мой был тонкий, сухощавый,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=